20 февраля. Киноискусство СССР, известное своей глубокой идеологией и выразительной эстетикой, также стало полем для экспериментов, включая импровизацию. Этот аспект творчества документировал уникальные подходы режиссеров и актеров, проявлявших смелость в поисках истинности своих персонажей и ситуаций. Импровизация в советском кино не только расширяла границы сценарного нарратива, но и позволяла актерам свободно выражать свои эмоции и мысли, создавая подлинность и естественность в изображении жизни.
"Ирония судьбы, или С легким паром!"(6+).
Нет ни единого человека, кто хотя бы раз не посмотрел новогоднюю комедию Эльдара Рязанова. Заливная рыба, баня и песня про тетю. Состав актеров был настолько хорош, что они не смогли удержаться от хулиганства в кадре. "Какая гадость эта ваша заливная рыба" — это чистой воды импровизация Юрия Яковлева. Актер начал пробовать заливное, стоящее в кадре, но за время съемок оно слегка испортилось, так что эмоция Ипполита была абсолютно искренней и вошла в топ цитат советского кино.
Также фраза "О, тепленькая пошла" — это также было искреннее удивление Яковлева, потому что ванную комнату построили для съемок непосредственно в павильонах Мосфильма и из кранов действительно всегда шла холодная вода (кинематографистов не баловали в те годы). Именно поэтому, на одном из дублей, когда внезапно пошла горячая вода, Яковлев по-настоящему удивился, не выходя из образа.
А в сцене, где Лукашин сидит в бане с друзьями, они на самом деле отмечали день рождения актера Александра Белявского.
Банда актеров подменила бутафорские бутылки водки на настоящие и Рязанов был в бешенстве. Но вот забавно — ".
"трезвые" дубли
совершенно не удались.
"Бриллиантовая рука" (18+).
Леонид Гайдай тоже не ограничивал импровизацию актеров, а даже поощрял ее.
Фирменное запрокидывание головы Геши Козодоева и фраза "Руссо туристо, облик морале, ферштейн?"— придумки Андрея Миронова.
Сцену с рыбалкой снимали очень долго, из-за чего Анатолию Папанову пришлось сидеть в воде холодной воде несколько часов. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль,
Папанов высунулся из воды и громко крикнул:
"Идиот!". Это сняли случайно, но режиссёру фильма Леониду Гайдаю очень понравилась такая искренняя импровизация актёра и он решил вставить этот эпизод в картину.
"Любовь и голуби" (12+).
Фильм можно смело назвать лидером по количеству импровизационных моментов.
Практически все диалоги бабы Шуры и дяди Мити — это придумки Натальи Теняковой и Сергея Юрского, которые, к слову, были мужем и женой в реальной жизни. Меньшов, понимая, что актерам надо давать волю, порой не мог даже руководить съемкой дублей, потому что просто бился в истерике от смеха, стоя за кадром. Фраза "Извините, что помешал вам деньги прятать" также импровизация Юрского, как собственно, и вся эта небольшая сценка, и фраза стала просто культовой. Кстати, а все россказни Раисы Захаровны Василию о филиппинских хилерах — экспромт Гурченко.
Импровизация в советском кино — это не только спонтанные диалоги, но и эмоциональная игра, которая позволяла актерам адаптироваться к ситуации и взаимодействовать друг с другом на новом уровне, порой выходя за рамки прописанного сценария. Это явление, безусловно, способствовало созданию настоящих шедевров, которые остаются актуальными и сегодня.