9 ноября. Мы часто используем крылатые выражения, не задумываясь об их происхождении. В обиходе обосновались фразы, которые стали метафорами человеческого поведения, отражая нас самих в зеркале слов:
"Уж полночь близится, а Германа всё нет" — о томительном ожидании, а "толочь воду в ступе" — о бессмысленных усилиях. Но откуда взялись эти выражения, и что они означают на самом деле?
Фраза "Уж полночь близится, а Германа всё нет" давно стала символом ожидания, когда кто-то задерживается, а терпение уже на исходе. Однако её происхождение мало связано с повседневной суетой. Выражение отсылает нас к классике русской литературы и музыки — к повести Александра Сергеевича Пушкина "Пиковая дама" (12+) и одноимённой опере Петра Ильича Чайковского.
В повести Пушкина нет ни этих слов, ни самого Германа в привычном смысле. Германн — не имя, а фамилия обрусевшего немца, одержимого тайной трёх карт. Но когда в 1890 году состоялась премьера оперы "Пиковая дама" (12+), зрители впервые услышали ту самую фразу, которую произносит Лиза — героиня оперы, ожидая своего возлюбленного Германа. Вдохновлённый пушкинским произведением, Чайковский создал оперу, а его брат Модест Чайковский написал либретто, превратив фамилию "Германн" в имя "Герман". В третьем акте Лиза произносит слова: "Уж полночь близится, а Германа всё нет", предвосхищая трагический финал их любви.
Эта фраза, наполненная тревогой и предчувствием беды, стала символом томительного ожидания и мистической встречи с неизбежным. Финал этой истории известен: Герман, одержимый тайной трёх карт, заканчивает жизнь трагически. Так, благодаря гению Чайковского, эта фраза получила новое значение и до сих пор напоминает нам о неотвратимости судьбы и тщетности наших ожиданий.
Выражение "толочь воду в ступе" известно каждому, кто хоть раз сталкивался с ситуацией, когда усилия приводят лишь к нулевому результату. Мы говорим так, чтобы подчеркнуть бессмысленность повторяющихся действий, не приносящих пользы. Но откуда взялась эта метафора?
Историки языка предполагают несколько версий происхождения этого фразеологизма. Согласно одной из них, толчение воды могло использоваться в древних обрядах, связанных с очищением воды. Волхвы, славянские жрецы, считали, что вода в процессе "толчения" в ступе теряет свою структуру и может быть использована для ритуалов и заговоров.
Другая версия указывает на предсвадебные обряды: невесте предлагали толочь воду в ступе или носить её в решете — задания, символизировавшие терпение, покорность и трудолюбие. Это испытание имело аллегорический смысл и показывало способность девушки смиренно принимать даже самые нелепые задачи.
Третья гипотеза возвращает нас к народным играм и забавам скоморохов, у которых абсурдность "толчения воды" была частью сатирического театра, намекающего на суету и тщетность жизни. В играх скоморохов такие занятия напоминали зрителям о том, как много в мире бесполезных дел, и высмеивали их нелепость.
Последняя версия связана с монастырской жизнью. В некоторых монастырях толчение воды в ступе считалось наказанием для провинившихся монахов, напоминавшим им о тщетности мирских забот. Подобные епитимьи имели место не только на Руси, но и в монастырях Европы.
Сегодня выражение "толочь воду в ступе" означает тратить время на дело, которое изначально обречено на провал или не имеет практического смысла. Оно напоминает о бессмысленности действий, не приводящих к цели, и учит нас избегать таких ситуаций в жизни.