5 октября. В Советском Союзе сдача бутылок была не только способом утилизации стеклотары, но и возможностью немного заработать. Бутылки несли все: от детей до взрослых, и это стало частью советской культуры. Однако не все знали, что те, кто принимал эту тару, зарабатывали значительно больше, чем обычные работники. Как это было возможно и сколько реально можно было заработать на сдаче бутылок в СССР?
Бутылки сдавали все
Советские граждане активно сдавали бутылки. Когда стеклянная тара становилась ненужной, её не выбрасывали, а несли в пункты приёма. Для некоторых это был способ подзаработать, а для других — просто избавиться от накопившегося стекла. Это стало настолько привычным, что даже нашло отражение в литературе, как, например, в книге "Денискины рассказы".
Стоимость стеклянной бутылки
Стоимость пустой бутылки зависела от её содержимого. Тара от лимонада стоила 12 копеек, бутылки из-под водки и кефира — 15 копеек, а самая дорогая — винная бутылка — приносила 17 копеек. Система была проста: покупая напитки, люди уже платили за тару, и получали часть этих денег назад при сдаче.
Средняя зарплата и доход от бутылок
Заработки на сдаче бутылок могли достигать 100–150 рублей в месяц для тех, кто активно занимался этим процессом. Для сравнения, учителя и врачи получали около 165 рублей, рабочие — 120 рублей, а директора заводов — 300 рублей. То есть сбор бутылок вполне мог обеспечить приличный дополнительный доход.
Бутылочная "мафия"
В 1980-х годах появилось явление, которое можно назвать "бутылочной мафией". В каждом районе был свой "сборщик", и чужаки здесь не приветствовались. Те, кто пытался собирать бутылки на чужой территории, рисковали получить серьёзные проблемы, вплоть до травм.
Особенно удачливыми были те, кто жил в курортных зонах. Отдыхающие выбрасывали огромное количество бутылок, не задумываясь о том, чтобы сдать их, и местные жители этим пользовались.
Секретные заработки приёмщиков
Однако настоящие деньги зарабатывали приёмщики стеклотары. За одну смену они могли получить до 100 рублей, а за месяц — более 1000 рублей. Эти заработки значительно превышали доходы даже директоров предприятий, которые получали в разы меньше. Но попасть на такую должность было не так просто — большинство мест доставались по знакомству.
Приёмщики использовали различные схемы для личного обогащения. Например, они вешали таблички "приёма нет", но при этом принимали бутылки "с торца" за полцены, забирая остальное себе.
Закат бизнеса
Такой прибыльный бизнес продлился до конца 1990-х годов. Со временем предприятиям стало невыгодно использовать вторичное сырьё — требовалось обновлять оборудование для обработки бутылок. В то же время рынок стал перенасыщен различными типами тары, что усложнило её классификацию. Всё это привело к тому, что сдача стеклотары утратила свою актуальность.
Таким образом, сбор и сдача бутылок стали не только важной частью быта в СССР, но и источником приличных доходов для некоторых предприимчивых граждан.