2 августа. Михаил Лермонтов создавал свои произведения в 1830-х и начале 1840-х годов. В этот период многие писатели черпали вдохновение друг у друга, заимствуя элементы стиля и идеи. Как отмечал критик Степан Шевырев, в произведениях Лермонтова слышны отголоски Жуковского, Пушкина, Кирши Данилова и Бенедиктова, иногда проскальзывают черты Баратынского и Дениса Давыдова, а также манера зарубежных поэтов. Однако Лермонтов не только заимствовал у других, но и использовал свои собственные работы. Этот феномен, известный как "самоповторения" или "поэтические дубли", представляет собой интересное литературное явление. В статье мы рассмотрим, как Лермонтов использовал свои ранние произведения в более поздних текстах, что об этом думали его современники и какие произведения содержат одинаковые обороты.
Что такое поэтический дубль
Поэтический дубль обозначает ситуацию, когда писатель многократно использует собственный материал. Это отличается от устойчивых мотивов, когда автор развивает определённую идею, а самоповторение подразумевает вставление схожих или одинаковых конструкций в разные произведения, а также повторное использование персонажей.
Самоповторения у Лермонтова
Лермонтов часто возвращался к темам и материалам из своих ранних произведений. Писатель начал свою карьеру в юном возрасте, примерно с 15 лет, создавая много стихов и рассказов, которые не публиковались до конца XIX века, когда появились полные собрания его сочинений.
Поэтические дубли у Лермонтова можно разделить на две категории: повторение идей спустя некоторое время и повторение тем в раннем и позднем творчестве. Современники писателя были осведомлены о его склонности к самоповторению. Историк литературы Василий Плаксин, когда в 1848 году вышел двухтомник произведений Лермонтова, заметил, что "повторения мыслей… можно считать десятками", а герои разных произведений "говорят одними и теми же словами". Плаксин, считая Лермонтова талантливым, но не гениальным поэтом, связывал эти повторы с недостатком разнообразия.
Причины поэтических дублей
По мнению Василия Плаксина, повторения в произведениях Лермонтова можно объяснить сильными порывами вдохновения. Учитель Лермонтова в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, который знакомился с его ранними текстами, утверждал, что поэт погружался в творчество под влиянием моментальных эмоциональных порывов. Такие порывы могли приводить к неполноте и несвязности произведений, а также к повторению образов и тем, так как страсть не терпит противоречий и предпочитает единообразие.
Самоповторения в "Герое нашего времени" (12+)
Поэтические дубли присутствуют и в романе "Герой нашего времени". Исследователи назвали этот роман "постмодернистским", так как он содержит множество отсылок к современной Лермонтову литературе. Писатель также использовал ранние произведения. Одним из источников стал его ранний драматургический труд "Два брата" (12+), впервые опубликованный в 1859 году. Лермонтов перенёс крупный монолог из этой пьесы в "Героя нашего времени" (12+), предоставив его Печорину.
Таким образом, самоповторения у Михаила Лермонтова — это важный аспект его литературного наследия, который демонстрирует не только взаимодействие автора с собственным материалом, но и влияние эмоциональных порывов на творчество.