29 июля. В первом квартале 2024 года мошенники похитили у россиян 4,3 миллиарда рублей, что на 400 миллионов больше, чем в последнем квартале 2023 года, сообщает Центральный банк России. Более половины всех хищений средств осуществляется через телефонное мошенничество, основанное на методах социальной инженерии. Аналитик-эксперт Банки.ру (18+) Эряния Бочкина отмечает, что в связи с ростом случаев финансового мошенничества Центробанку и финансовым организациям потребовались новые инструменты для защиты клиентов.
В 2023 году в закон "О национальной платежной системе" были внесены изменения, обязывающие банки проверять переводы на наличие признаков операций, совершаемых без согласия клиента. Теперь, при проведении перевода, финансовые учреждения должны сверяться со списком признаков мошеннических операций и блокировать сомнительные транзакции. После этого банк связывается с клиентом для подтверждения перевода. У клиента есть два дня на отзыв платежа. Если клиент подтверждает, что перевел деньги добровольно, банк размораживает операцию, в противном случае деньги возвращаются на счет клиента.
Бочкина добавляет, что средства будут возвращены клиенту, если банк не сможет связаться с отправителем и получить подтверждение операции.
Если банк заблокировал операцию и связался с клиентом, но тот подтвердил добровольность перевода, банк не обязан возвращать деньги. Если же банк не зафиксировал подозрительный платеж и отправил деньги мошенникам, он обязан компенсировать всю сумму. Для этого клиент должен подать заявление, и банк вернет деньги в течение 30 дней (для трансграничных переводов — до 60 дней).
Если банк заморозил платеж, но долго не связывается с клиентом, Эряния Бочкина рекомендует самостоятельно связаться с банком через личный кабинет или по телефону горячей линии, чтобы уточнить причины блокировки и подтвердить платеж.