1 июня. Лицемерие издавна было неотъемлемой чертой высшего британского общества. В конце XIX в. оно стало тотальным. Самым ярким обличителем лживого викторианского общества был искрометный английский писатель ирландского происхождения Оскар Уайльд (1854—1900). Он же стал и самой знаменитой жертвой двоедушия элиты.
Беспутное дитя времени и бомонда, воспринявший правила жизни высшего света, живший по ним и зло высмеивавший их. В жизни писателя был период, когда он пытался отомстить своему "полубезумному отцу", которого считал виновным в смерти своего старшего брата, и стремился посадить его в тюрьму любыми средствами.
У Оскара Уайльда была еще одна трагическая история:
В 1895 году было три судебных процесса против писателя. Его обвинили в 25 преступлениях и приговорили к двум годам тюрьмы и тяжелым работам. Друзья Уайльда, предсказывая неблагоприятный исход процесса, предложили ему покинуть Англию, но он, всегда стремившийся разоблачить лицемерие английского общества, отказался от возможности бежать во Францию.
Уайльд отказался от последнего слова, а общество от него.
Пресса немедленно затоптала его репутацию, даже его имя стало предметом предвзятости в печати. Его книги были изъяты из библиотек, пьесы сняты со сцены. Общество, включая его поклонников — эстетов, отвернулось от "Принца Парадоксов", переквалифицировав его в ранг нищих. Старейший клуб исключил имя изгоя из своего списка. Судебные исполнители продали все имущество осужденного за бесценок. Жена Уайльда, Констанс, поменяла свое имя и имена своих сыновей на Холланд, переехала подальше от позора — в Швейцарию, а сыновей отправила в англоязычную школу-интернат в Германии.
Плохое питание, физический труд и тяжелые условия подорвали здоровье Уайльда. Кроме того, он неудачно упал в часовне, в результате чего у него лопнула барабанная перепонка в правом ухе. Два месяца он провел в больнице, после чего его перевели в тюрьму в Рединг, где ему разрешили читать и писать.
Незаживающая травма через несколько лет спровоцировала обострение менингита, от которого Оскар умер 30 ноября 1900 года.
Тюрьма, где заключенным было запрещено разговаривать друг с другом, сломала Уайльда как эстета, но открыла его глаза как гения. Весь его мир роскоши искривленных ценностей упал, и за два года он создал два шедевра — "Балладу Редингской тюрьмы" (16+) и письмо — исповедь "De Profundis" (18+), которые отражали отчаяние, невиданное ранее. В этих работах Уайльд вернулся к Богу и признал, что преданность, истина и доброта стоят выше всего.
"De Profundis" (с лат. "Из глубины") — отсылка к 130-му (129) псалму, который начинается со слов "De profundis clamavi ad te, Domine; Domine, exaudi vocem meam" ("Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! Услышь голос мой"). Это письмо Уайльда также известно как "Тюремная исповедь" (18+).
Самое длинное (80 мелко исписанных страниц, 50 тысяч слов). Величайшее из писем в истории — "De Profundis", было написано в январе — марте 1897 года. Главной темой послания было глубокое раскаяние Уайльда.
Отрывок из письма:
"До сих пор мне кажется почти непостижимой мысль, что молодой поселянин из Галилеи смог вообразить, что снесет на своих плечах бремя всего мира: все, что уже свершилось, и все прошедшие страдания, все, чему предстоит свершиться, и все страдания будущего: преступленья Нерона, Цезаря Борджиа, Александра VI и того, кто был римским императором и Жрецом Солнца, все муки тех, кому имя Легион и кто имеет жилище во гробах, порабощенные народы, фабричные дети, воры, заключенные, парии — те, кто немотствуют в угнетении и чье молчание внятно лишь Богу; и не только смог вообразить, но и сумел осуществить на деле, так что до наших дней всякий, кто соприкасается с его личностью, — пусть не склоняясь перед его алтарем и не преклоняя колен перед его служителями, — вдруг чувствует, что ему отпускаются его грехи во всем их безобразии".
Биографы Уайльда указывают на то, что "ключевым элементом" "De Profundis" является саморазвитие. Потеряв все, что для него имело значение, писатель не обвиняет обстоятельства, независимо от того, насколько это было бы оправдано, и вместо этого преобразует свои несчастья через творческий процесс в духовный опыт. Он раскаивается в своей эгоистичной жизни, которую провел в "сточной канаве".
В письме Уайльд обращал свои помыслы и чаяния к Христу, намереваясь жить дальше с Ним — праведно и плодотворно...