31 мая. Литературное наследие Джорджа Оруэлла, автора знаменитых произведений "1984" (16+) и "Скотный двор" (16+), порой оказывается более загадочным и увлекательным, чем кажется на первый взгляд. Недавно исследователи обнаружили, что в его дневниках, которые вышли в свет после его смерти, хранятся многочисленные загадочные записи и заметки, которые ранее не были известны публике.
Почему писатели ведут дневники? Это риторический вопрос, потому что здесь главное — это не причина, а итог. Например, 11 сохранившихся дневников и 2 блокнота английского литератора и публициста Джорджа Оруэлла (реальное имя Эрик Артур Блэр, 1903—1950), участника гражданской войны в Испании, полностью раскрывают его биографию. Стоит подчеркнуть — сохранившихся, поскольку писатель обычно уничтожал свои черновики. Почему Оруэлл не сжег свои дневники, мы можем только догадываться. По некоторым данным, еще 2 его дневника хранятся в архиве в России.
В своих дневниках писатель так детально изобразил свою жизнь, что сложно сразу понять, какой был его жизненный путь. Один из критиков заметил, что дневники Оруэлла — это "история обычной жизни необыкновенного человека". В них отражена профессиональная биография писателя, который сменил много профессий — от полицейского до бродяги. Многие записи напрямую связаны с его писательской деятельностью и были включены в его романы и эссе. В дневниках также есть место личной жизни Блэра, который пережил много трудностей и потерь.
Оруэлл собирал различные материалы — брошюры, рисунки, вырезки из газет, рецепты и т.д. Вся эта разнообразная информация, иногда кажущаяся незначительной, была тщательно обдумана автором и влияла на основные темы его книг.
Оруэлл, ставший известным еще при жизни, был против написания его биографии. Ведь зачем ее писать, если она полностью содержится в его дневниках? Будучи мистиком, он боялся сглаза.
Дневники начинаются с 1931 года. В дневнике "Уборка хмеля" (18+) Оруэлл пишет о своем бродяжничестве и работе сезонным рабочим.
Для иллюстрации приведем 2 фрагмента из дневников разных лет, не касающихся его романов.
1. "Уборка хмеля" (18+) 1931 год.
"Хмелю нужна опора — жерди или проволока футов в десять высотой; сажают его рядами, в ярде или двух один от другого. Сборщик должен просто сорвать плеть и собрать шишки в корзину, стараясь, чтобы туда не попали листья. На практике, конечно, этого избежать нельзя, опытные сборщики, чтобы увеличить объем, подкладывают столько листьев, сколько вытерпит фермер. Навыками сбора овладеваешь быстро; трудности — три: весь день стоишь (обычно мы проводили на ногах десять часов в день), тля и повреждение рук. От сока хмеля руки становятся черными, смыть можно только илом, а через день или два кожа трескается, стебли своими колючками режут ладони. По утрам, когда порезы еще не открылись, руки причиняли мучительную боль, и даже сейчас, когда я это печатаю (10 октября), следы видны. Большин-ство людей, убирающих хмель, занимаются этим ежегодно с детства, работают с молниеносной быстротой и знают разные хитрости: например, встряхивают корзину, чтобы шишки легли более рыхло, и т.д. Успешнее всего работали семьи, где двое или трое взрослых обирали плети, а пара детей подбирала опавшие шишки и снимала со случайно оставленных стеблей. Законы о детском труде не принимаются в расчет, и детей гоняют почем зря".
2. "Дорога на Уиган-Пирс" (18+) 1936 год.
"В который раз поражаюсь тому, что стоит рабочему человеку получить официальную должность в профсоюзе или включиться в политику лейбористов, как он, желая того или нет, приобщается к среднему классу, т.е., борясь с буржуазией, сам становится буржуазным. Твой образ жизни и твоя идеология неизбежно изменяются в соответствии с твоим доходом".