Не отвечает интересам государства: участники слушаний в ГД – о втором этапе инвестквот

Власти приморских регионов и большинство в рыбацком сообществе выступили против принятия скандального законопроекта
Парламентские слушания в ГД РФ 19 октября
Фото: пресс-служба ГД РФ

21 октября 2022. Руководство Государственной Думы выступило за необходимость создания согласительной комиссии для рассмотрения нашумевшего законопроекта о втором этапе программы инвестквот, которое правительство внесло в ГД в июле этого года. В ходе парламентских слушаний по законопроекту, которые состоялись 19 октября, власти приморских регионов и большинство рыбацкого сообщества выступили с единой позицией, согласно которой принятие инициативы в нынешней редакции практически неизбежно приведет к потерям бюджетов субъектов федерации, снижению вклада рыбохозяйственного комплекса в социально-экономическое развитие Дальнего Востока и северо-западных регионов страны, поставит под угрозу существование отдаленных населенных пунктов, а также сделает саму отрасль очень уязвимой для санкционного давления.


Парламентские слушания в ГД РФ 19 октября. Фото: пресс-служба ГД РФ

Речь идет о нашумевшем законопроекте,  авторы которого предлагают в 2023 году изъять 24% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на безвозмездное "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот),  а также — изъять оставшиеся у предприятий Северного и ДВ-бассейнов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков и продажи их на аукционах. 

По инициативе Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), поддержанной ответственными комитетами ГД, рядом членов Совфеда, а также губернаторами "рыбацких" регионов, руководством Госдумы было принято решение о проведении 19 октября парламентских слушаний и о направлении законопроекта в субъекты федерации для подготовки отзывов.

Ранее главы целого ряда прибрежных регионов России на основании проведенного региональными правительствами анализа отмечали, что принятие спорного законопроекта несет риски существенного ухудшения ситуации не только в рыбной отрасли как таковой, но и в социально-экономическом положении субъектов федерации. С критикой законопроекта выступили и законодательные собрания регионов.


Владимир Кашин. Фото: пресс-служба ГД РФ

Открывая парламентские слушания 19 октября, председатель комитета ГД по аграрным вопросам Владимир Кашин отметил, что рыбная отрасль имеет стратегический характер как в части обеспечения продовольственной безопасности страны, так и в части ее огромного влияния на социально-экономическое положение целого ряда регионов Российской Федерации. 

— Все наши прибрежные территории высказали большие сомнения (по поводу спорного законопроекта — ред.), — констатировал Кашин. — Мы тоже сегодня сомневаемся в предложенном авторами законопроекта механизме модернизации отрасли. Я думаю, разумнее всего — сделать все необходимое, чтобы сроки введения данного закона были после осуществления первого этапа инвестквот. И из этого закона мы должны исключить риски в отношении малого бизнеса, который, конечно же, в предлагаемых аукционах участвовать не сможет.

Николай Харитонов, председатель комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики (соисполнитель по законопроекту), заявил о том, что в комитет уже поступило более 50-ти обращений от органов власти субъектов федерации, трудовых коллективов  и отраслевых объединений рыбаков, в которых говорится об угрозах вытеснения дальневосточных компаний малого и среднего бизнеса из рыболовства и соответствующих потерях для бюджетов и рынков труда ДВ-регионов, прекращении деятельности градо— и поселкообразующих предприятий.

"Убежден, что мы сможем выработать взвешенное решение, способствующее и развитию рыбной отрасли, и развитию прибрежных дальневосточных и арктических регионов", — завершил свое выступление Харитонов.

Член Совета Федерации от Камчатского края Валерий Пономарев заявил, что Совфед не может игнорировать отрицательные отзывы на законопроект от прибрежных территорий и рыбацкого сообщества.

"Принятие законопроекта только на Дальнем Востоке лишит производственного ресурса 116 предприятий, среди которых 74 — субъекты малого и среднего бизнеса, а 17 — градо— и поселкообразующие предприятия, — озвучил сенатор позицию Совета Федерации. — Принятие законопроекта приведет к банкротству этих предприятий, а также — к оттоку населения с Дальнего Востока".

Сенатор призвал авторов законопроекта и Росрыболовство к поиску компромиссных решений в диалоге с регионами и отраслевым сообществом, "которые будут действительно экономически выгодными, а не губительными для региональных бюджетов".

"Мы не имеем ни юридического, ни морального права принять этот закон, если все рыболовецкие регионы высказались против, — обозначил Пономарев позицию Совета Федерации, напомнив, что еще в 2019 году Совфед принял специальное постановление о сохранении механизма предоставления права на промысел водных биоресурсов на срок действия заключенных в 2018-2019 годах квотных договоров (то есть до 2033-2034 годов).

— Считаем переход ко второму этапу программы инвестквот в существующих условиях несвоевременным и не отвечающим государственным интересам".

По словам аудитора Счетной палаты РФ Сергея Мамедова, Счетная палата не поддерживает спорный законопроект, соответствующее заключение уже направлено ГосДуме. Рыбная отрасль имеет стратегическое значение для государства, и любые изменения в отраслевое законодательство требуют крайне взвешенного подхода, считают в Палате. Между тем ход первого этапа программы инвестквот, в отношении которого СП РФ проводит контрольное мероприятие, уже вызывает серьезные вопросы в части достижения заявленных целей по модернизации отрасли, развития в ней конкуренции, создания новых рабочих мест и т.д.  


Участники парламентских слушаний 19 октября. Фото: пресс-служба ГД РФ

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев обратил внимание участников слушаний на то, что с экономической точки зрения те огромные суммы, которые рыбаки вложили в рамках первого этапа инвестквот и которые авторы обсуждаемого законопроекта приводят в качестве показателя эффективности программы и обоснования необходимости ее скорейшего продолжения, пока не являются инвестициями, поскольку своей экономической эффективности эти затраты рыбаков еще не показали.

Любимая игрушка либеральных экономистов — это миф о "всесилии рынка" и об аукционах как главном механизме, который приводит рынок в состояние равновесия, — отметил Зверев. — Крайне вредно игнорирование негативных последствий от принятия законопроекта для экономики регионов.

Как подчеркнул руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли страны, дискуссия вокруг спорного законопроекта — это вопрос выбора между двумя путями развития рыбной отрасли. Первый путь — это создание двух-трех сверхкрупных корпораций, которые будут крайне уязвимы в условиях нарастания санкционного давления. 

"Второй путь предлагают региональные власти и рыбацкое сообщество. Это приоритетное развитие береговой переработки, сохранение реальной многоукладности в отрасли с гарантированной долей вылова для малых и средних предприятий в 12-15%. Это — реальные механизмы увеличения природной ренты в отрасли, рост поступления "рыбных" налогов в бюджеты регионов. И это — инвестиционные обязательства, которые безо всяких аукционов позволят обеспечить строительство судов-краболовов на верфях Дальнего Востока", — резюмировал Зверев, добавив, что эту позицию разделяет не только ВАРПЭ, но и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП, крупнейшее бизнес-объединений России), и профильная комиссия Общественной палаты РФ.

Ирина Яровая, заместитель председателя Государственной Думы, выступила с предложением перед первым чтением законопроекта создать согласительную комиссию, в рамках которой с участием всех заинтересованных сторон "решить стратегическую задачу продовольственной безопасности и обеспечить успешное развитие территорий".

Президентом была предложена стратегия развития Дальнего Востока. Мы прилагаем колоссальные усилия, чтобы дать возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Мы что, все эти траектории движения вперед отменяем? Наверное, нет",

— обратилась Яровая к представителям правительства РФ, принявшим участие в парламентских слушаниях, высказав уверенность в том, что госорганы — регуляторы рыбной отрасли по-настоящему готовы находить оптимальные решения в диалоге с регионами и рыбаками.  

Лидер думской фракции "Справедливая Россия — За правду" Сергей Миронов поддержал предложение Яровой о создании согласительной комиссии и взвешенной доработке законопроекта. 

— Наша фракция — категорически против этого законопроекта в нынешней редакции, — заявил Миронов. — Мы не услышали выводов и положительных итогов первого этапа инвестквот. И давайте честно скажем: когда пытаются все свести к аукционам, это значит — давайте ликвидируем все малые и средние предприятия, передадим все монополистам и больше ни о чем думать не будем.

Ирина Зикунова, председатель Законодательной Думы Хабаровского края, комментируя отрицательное заключение, которое дал на законопроект представительный орган региона, отметила, что первый этап инвестквот и "крабовых" аукционов содержал множество моментов и нюансов, очень затрудняющих участие в них небольших предприятий. 

"Переход ко второму этапу программы означает практически безальтернативность в распределении ресурсов, и исходом такого распределения станет неплатежеспособность, банкротство, ликвидация предприятий и последующие за этим негативные социальные последствия, — заявила Зикунова. — Мы не можем содержать отдаленные территории края только за счет бюджетных сфер, и поэтому очень важно сохранить там субъекты предпринимательства. Тем более что такое сохранение — в приоритете политики по развитию Дальнего Востока". 

Председатель Законодательного Собрания Камчатского края Ирина Унтилова в своем выступлении акцентировала внимание участников слушаний на том, что в настоящее время любые управленческие решения должны быть своевременными, разумными и отвечающими требованиям людей, живущих на территориях.

"Считаем, что задачи повышения налоговой отдачи, модеранизации отрасли можно решить и без передела квот. И это будет не единовременная прибыль от торгов, а продуманные отраслевыми экспертами и регионами механизмы — и инвестнормирование, и повышение природной ренты, — сказала Унтилова.

Мы предлагаем дождаться итогов реализации первого этапа инвестквот, обсудить их с профессиональным сообществом и определить те инструменты, которые позволят достичь предлагаемых результатов — и только после этого принимать решения. Надеюсь, регионы будут услышаны.

Алексей Гордеев, вице-спикер Госдумы РФ, напомнил, что цель стратегии развития рыбной отрасли — вовсе не в увеличении сумм инвестиций, как это любят утверждать некоторые чиновники.

"Главная цель сегодня — дать качественную продовольственную корзину и обеспечить развитие прибрежных территорий. Все остальное — это приложения и инструменты, — отметил Гордеев. — Сейчас рассматривать проект закона, я считаю, не просто вредно, а опасно. Мы должны давать правильные сигналы, чтобы бизнес понимал, что государство — рядом с ним, обеспечивает долгосрочное планирование и понимание того, как строить свои бизнес-проекты". 

Заместитель председателя Госдумы поддержал Яровую в том, что в сложившейся ситуации необходимо создать согласительную комиссию и предметно разобраться в модели развития рыбной отрасли на многие годы вперед.


(слева направо) Николай Харитонов, Владимир Кашин, Алексей Гордеев. Фото: пресс-служба ГД РФ

Подводя итоги слушаний, председатель комитета ГД по аграрным вопросам Владимир Кашин выступил с предложением обратиться к Совету Государственной Думы с предложением создать согласительную комиссию и в ее рамках попытаться снять противоречия в законопроекте перед его первым чтением в ГД. В комиссию предложено включить парламентариев обеих палат, представителей профильных структур правительства РФ, властей прибрежных регионов, отраслевого сообщества. Предложение было поддержано подавляющим большинством участников мероприятия. 

Как сообщил Владимир Кашин, 26 октября возглавляемый им комитет ГД доработает проект рекомендаций парламентских слушаний с учетом высказанных замечаний и предложений, а также выступит с соответствующим предложением к совету ГД о формировании согласительной комиссии по спорному законопроекту.  

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость