Карфаген должен быть разрушен: с издательской монополией надо что-то делать

Участники онлайн-конференции в рамках сезона Премии имени Арсеньева - о том, что мешает самореализации молодых писателей и поэтов
"Не продается вдохновенье"... Да и рукопись нельзя продать
Фото: из архива ИА PrimaMedia

29 июня 2022. Организаторы Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+), новый сезон которой стартовал 1 февраля 2022 года, продолжают серию онлайн-конференций (12+), посвященных Премии. Спикерами очередной конференции — "Молодой российский автор и возможности самореализации" (12+), в основном, стали молодые литераторы: писатели, поэты, публицисты — как начинающие, так и добившиеся определенных результатов. Благодаря этому дискуссия получилась живой, боевой и актуальной, сообщает ИА PrimaMedia.

— Имя продвигать проще, чем текст неизвестного автора. При этом текст может быть прекрасным и гениальным, но поскольку мир приобрел черты личного брендинга, легче продвигать имя, чем хороший текст, — обозначает первую проблему доцент департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ Ирина Куманева, с выступления которой началась онлайн-конференция.

Конечно, книга — особый товар. Узнать о том, хороша она или нет, можно только в процессе чтения. Известны случаи, когда классическая книга обретала признание спустя десятилетия и даже столетия.

И все-таки приходить в большую литературу следует не с мыслью о том, чтобы самореализоваться не мытьем так катаньем с помощью какого-то пира. Текст должен сам проситься на бумагу.

— Великий роман всё равно будет написан, и не важно, каким тиражом он будет издан — 500 экземпляров или 500 тысяч. С другой стороны любой автор, и талантливый, и гениальный, будущий классик, всё равно хочет, чтобы его книга появилась на полках книжных магазинов, чтобы у нее появился читатель, — говорит писатель-прозаик Вадим Левенталь (Санкт-Петербург). — И как у нас ни становилось хуже последние 15 лет, мой издательский опыт и то, что я вижу вокруг, показывает, что талантливая рукопись рано или поздно издателя найдет. Потому что главная задача редактора, сидящего на самотеке, не распинать талантливого автора, а найти его.

Другое дело, что это дает автору, даже самому известному. Мизерный гонорар, которого хватает буквально на два ужина с женой в хорошем столичном ресторане. Иными словами, литературный труд сегодня в России ценится дешево.

— И тут я закончу свое выступление, как древний римлянин, словами: "Карфаген должен быть разрушен, ребята!" Пока Карфаген не будет разрушен, ничего у нас не будет. Наш Карфаген — это наша издательская и книготорговая монополия, которая душит на корню все начинания молодых авторов, — ставить диагноз Вадим Левенталь.

И что в итоге? Одни, как молодой магаданский поэт Арсений Гарипов, уходят "андеграунд", то есть в подполье, потому что даже для соцсетей они "неформат". Другие, как молодой питерский писатель Александр Левченко, не добившись хоть какого-то внятного ответа от издательств, начинают копить деньги, чтобы издать книгу за свой счет.

Для того, чтобы молодые авторы не пропадали, нужна единая система их продвижения, считает журналист, прозаик, публицист Роман Богословский (Москва). И предлагает последовать примеру шоу-бизнеса, а именно, создать литературно-продюсерский центр.

И вновь слово берет Вадим Левенталь, чтобы продолжить мысль о пагубности издательского монополизма. Странное дело, сегодня мы живем в условиях капитализма, а конкуренция в издательском деле фактически отсутствует. А вот в Советском Союзе, где всем владело государство, конкуренция в издательском деле была. Существовало множество книжных издательств, которые боролись друг с другом за хороших писателей.

— Давайте делать конкуренцию. В конце концов, у нас есть антимонопольный комитет, и он должен чем-то заниматься! — восклицает Левенталь. — Другое дело, что решение должно быть политическое... Речь не идет о том, чтобы государство переподчинило себе эту корпорацию (издательскую монополию — Ред.). Речь идет о том, чтобы в рамках капитализма была хоть какая-то конкуренция!  

Итог дискуссии, как всегда подводит куратор Премии имени Арсеньева, президент Фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (12+) Вячеслав Коновалов:

— Голос нашего круглого стола включается в могучий хор голосов, которые по всей России стонут? "Приди, государство, помоги нам всем"... Вообще это, конечно, чудовищная ситуация, когда человек написал книгу, которая читается, которую хвалят, которой интересуются, и он не может выйти в сеть, не может ее опубликовать. Мне кажется, такие удары по рукам авторам наносят совершенно разрушительный вред  современной литературе... Давайте решать эти вопросы. Давайте кричать, давайте стучать во все двери. Рано или поздно количество перейдет в качество. 

Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий "Дней Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.

За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.

Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: "Длинная проза", "Короткая проза", "Проза для детей". Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.

Сайт Премии — премияарсеньева.рф, группа Вконтакте https://vk.com/premiyaarsenyeva.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость