16 декабря 2021. О существовании "дьявольского орудия смерти" в годы Великой Отечественной войны — так называемых газвагенов или газенвагенов — стало известно в 1943 году, когда в Краснодаре стартовал судебный процесс над нацистами. И до сих пор история с убийством при помощи газа 214 детей из ейского детского дома не сходит с лент СМИ. Но данные историков и специалистов говорят о том, что первыми жертвами "газовой смерти" стали не кубанцы. Как и для чего изначально палачи Третьего рейха создавали свои машины-убийцы, как работали "мобильные камеры смерти", какое отношение к этому имеет бывший завхоз НКВД — об этом и многом другом в материале ИА KrasnodarMedia.
В начале осени 1939 года Главное управление имперской безопасности нацистской Германии получило доклад от "подшефного" Института криминалистической техники: лучшее средство для ликвидации "ущербных" — не что иное, как обычный угарный газ.
Подопытными объектами уже через три месяца после этого события стали пациенты психиатрических клиник в Польше — все они были заключенными в Познани. Этот метод использовали дважды, дабы убедиться в его эффективности: газ закачивали через трубки в запертые помещения, где находились люди. После чего газ стал неотъемлемой частью нацисткой программы Т-4, в рамках которой уничтожали "неполноценных" людей — физических и психических инвалидов, людей с генетическими аномалиями.
Одна из модификаций газвагена. Фото: Общественное достояние
По данным свидетелей тех лет, мобильные газовые камеры уже зимой 1939 года использовались как в Польше, так и в Восточной Пруссии. Они работали по тому же принципу, что и первая, испытанная в польской больнице: герметичная конструкция в форме короба имела отверстия для шлангов, через которые и подавали газ из баллонов.
Только за пару недель в мае и июне 1940 года нацисты уничтожили более полутора тысяч больных в одном лишь концентрационном лагере. В Зольдау свозили пациентов и убивали их газом. Таким же образом погибли сотни людей в медицинских учреждениях Вартеланда в том же году.
История получила продолжение, когда глава СС Гиммлер решил поприсутствовать на массовом расстреле белорусских евреев — шефа нацистов стошнило. И он решил, что следует искать альтернативу кровавой бойне. Цинизм зашкаливал: сердца "впечатлительных" арийцев следовало избавить от нервных потрясений. Сначала его подчиненные — доктор Видманн и офицер СС Небе поставили эксперимент со взрывчаткой, попытавшись таким образом убить живых людей в бункерах, оборудованных в лесу под Минском. После первого взрыва погибла лишь часть больных людей, которых привезли для этого эксперимента. Чтобы уничтожить остальных потребовалось еще несколько взрывов. Вывод нацистов: взрывчатка для массового убийства не подходит.
Доктор Видманн и офицер СС Небе. Фото: Общественное достояние
Белорусский Могилев стал следующим местом, где испытали именно газ как способ убить большое количество людей одновременно. В местной клинике для сумасшедших так погибли несколько человек: снова герметично запертое помещение, но в этот раз в него провели шланги от работающей машины, припаркованной снаружи. Один работающий двигатель не дал нужного результата, но после того, как эксперимент "усилили" второй машиной — все люди погибли. Это и было, по мнению экспертов, точкой отсчета, когда миру явили уродливый оскал газвагена. Помните, нечто похожее использовали полутора годами ранее в Польше? Но в данном случае налицо была "экономия" баллонов с газом. На "мелкие" недочеты нацисты не обращали внимания: часть приговоренных теряла сознание, и их закапывали заживо.
Машина смерти в действии. Фото: Общественное достояние
Таким образом, сначала в Польше эксперименты по умерщвлению людей ставили с угарным газом, в Могилеве — с выхлопным газом автомобилей. В дальнейшем газвагены будут оборудованы только системой подачи угарного газа.
Немного технических деталей. Как известно, угарный газ является сильнейшим отравляющим веществом. Его невозможно "унюхать", даже если он витает в помещении в очень большой концентрации. Этот вид газа находится в выхлопах карбюраторных машин. Ели говорить о дизельном "движке", то он более экономичен, и в его выхлопах угарного газа в несколько раз меньше.
Исследователи считают, что немцы подошли к созданию душегубок еще и с рационализаторским нюансом: во время военных действий в Германии топливо было дефицитом, особенно дизельное, хотя туго было и с бензином. Это, к слову, может служить ответом тем, кто путает угарный газ и выхлопные газы дизеля и тем, кто считает, что людей убивали в годы войны именно выхлопами, производимыми дизельным двигателем.
Сотни тысяч машин гитлеровской империи были оснащены как раз газовыми генераторами, которые на выработку 1 кг отравляющего газа требовали меньше килограмма обычных дров, а для того, чтобы дизель сгенерировал тоже количество угарного газа — требуются сотни литров дефицитной солярки.
Вот как описывал устройство подачи газа в кузов грузовика шофер Буланов, участник Харьковского судебного процесса над нацистами, прислужник фашистов: автомобиль на двух осях, весом около 5-7 тонн, окрашен в серый цвет. Мотор имел шесть цилиндров. Двухстворчатая дверь кузова была герметично подогнана. Изнутри кузов обит железом, низ кузова оборудован решеткой из дерева — она и была полом, на который вставали приговоренные к смерти. Внизу душегубки была вмонтирована выхлопная труба, по которой и шел в кузов машины от мотора отработанный газ. По словам Буланова, согласно инструкции по управлению машиной, водителям запрещалось до отказа жать на акселератор, с целью ускорить процесс умерщвления людей.
— Действительно, часто можно услышать, что впервые душегубки во время войны использовали для расправы с мирными жителями в Краснодарском крае. Но побывав на международной встрече с коллегами, я узнала от белорусского историка, что первыми жертвами газвагенов стали жители именно Белоруссии, где также зверствовали нацисты, — рассказала Марина Сидоренко, заместитель директора Ейского историко-краеведческого музея.
Кроме этого, в документах некоторых исследователей есть сведения о том, что на территории Советского Союза душегубки впервые были применены в Полтаве в ноябре и в Харькове в декабре 1941 года. Но подтвердить это за давностью лет проблематично.
Самые первые душегубки функционировали на основе трехтонных грузовиков — в них вмещалось около 30 человек. Инженеры рейха развернулись: двигатели грузовых машин были основательно модернизированы, кузов сделали максимально герметичным, претерпела изменения и система подачи угарного газа. Концлагерь Заксенхаузен — именно здесь испытали первый "полноценный" газваген. Эксперимент с точки зрения нацистов был более чем успешным.
В декабре 1941 года зондеркоманда Восточного фронта получила в свое распоряжение сразу два автомобиля. Полтава, Хелмно, Рига — с помощью душегубок здесь убили много людей.
Менее чем через год — к началу 1942 года — на территориях СССР, где хозяйничали нацисты, было уже шесть машин смерти.
Самые первые душегубки функционировали на основе трехтонных грузовиков. Фото: Общественное достояние
Из секретного отчета унтерштурмфюрера СС доктора Беккера оберштурманфюреру СС Рауфу в мае 1942 года: "Автомобили второй серии (Зaурер) совершенно выходят из строя в дождливую погоду…Его можно использовaть только при aбсолютно сухой погоде….Место кaзни обычно нaходится в 10-15 километрaх от шоссе, и к нему трудно добирaться…Если лиц, подлежaщих уничтожению, перевозят или ведут к этому месту, то они немедленно понимaют, что происходит…Остaется один только способ — грузить их нa aвтомaшины в одном пункте, a зaтем перевозить к месту кaзни. Я прикaзaл зaмaскировaть aвтомaшину под прицепы, приспособленные под жилье, приделaв по одной пaре оконных стaвен с кaждой стороны мaлого гaзового aвтомобиля и по две пaры стaвен нa кaждой стороне больших aвтомобилей тaк, чтобы это походило нa крестьянские домики, кaкие можно нaблюдaть в сельской местности…."
Доктор Беккер также писал о том, что газ члены эскадронов смерти не всегда правильно применяют, нажимая акселератор на "полную катушку". Люди в этом случае умирают не от отравления, а от удушья.
"Выполнение моих инструкций покaзaло, что при прaвильном положении рычaгa упрaвления зaключенные мирно впaдaют в глубокий сон. Больше не приходится нaблюдaть искaженные лицa и испрaжнения, кaк это было прежде…", — цитата из отчета.
Июнь 1942 года. Производитель газовых фургонов к этому времени поставил производство газвагенов практически на поток: 20 машин смерти выпустили в двух вариантах. Различались они только размерами, а стало быть и возможностью уничтожить за один раз определенное количество людей. Первая модель была способна убить от 30 до 50 человек, вторая — от 70 до 100.
Стремление нацистов уничтожить как можно больше людей, и как можно быстрее, привело к очередным усовершенствованиям газвагенов. Их стали выпускать уже на базе восьмитонных грузовых машин. С их помощью можно было умертвить до 100 человек одновременно, также была сконструирована система выгрузки тел. Инженеры вносили изменения с учетом пожелании членов "экскадронов смерти".
Дорабатывали машину смерти примерно до осени 1942 года, после чего она приобрела окончательный вид и уже больше сильным изменениям не подвергалась.
Как пишет исследователь Яков Рабинер, нацисты лишь слегка модифицировали советский вариант газовой душегубки.
"По воспоминаниям генерала Григоренко, душегубки использовались в начале 30-х годов для расправы с крестьянами, сопротивлявшимися насильственной коллективизации… Применялись они и для уничтожения приговорённых к смертной казни "врагов народа" в конце 30-х годов. Об этом пишет в книге "Два сталинских наркома" Валентин Ковалёв", — цитата из исследования Рабинера.
Так это или нет — доподлинно выяснить невозможно, никаких исторических документов, подтверждающих это, нет.
Однако, в связи с упоминанием газвагенов, можно часто встретить фамилию Исая Берга, по-сути завхоза московского НКВД. Именно ему зачастую приписывается "авторство" душегубки.
К слову, ранее многие историки и исследователи обсуждали причастность НКВД к созданию подобных душегубок. Поводом к этому послужили сведения об эксгумации останков жертв НКВД — на теле не находили следов пуль. Известно, что репрессивные органы и исполнители приговоров пускали пулю в голову приговоренным. Тогда и возникло предположение, что их убивали при помощи газа.
В исторических архивах нашли показания чекистского офицера Харитонова, утверждавшего, что именно тот самый Берг был "родоначальником" мобильных газовых камер. Еще в 1937 году начальнику административно-хозяйственного отдела столичного НКВД дали указание навести "порядок" в массовых казнях. Член команды исполнителей приговоров Федор Чесноков позже давал показания и заявил, что в некоторых случаях использовались грузовые машины, оснащенные специальными клапанами — они-то и позволяли подавать газ внутрь многотонной машины.
Исай Берг. Фото: Общественное достояние
На сайте Сахаровского центра есть свидетельства экс-начальника милицейского ведомства Ивановской области Михаила Шрейдера, опубликованные в 1995 году. Он описывал момент массовой казни людей сотрудниками НКВД. По его словам, однажды к месту расстрела приговоренных привезли уже одурманенными газом, люди были почти без сознания и из грузовика их приходилось выволакивать. В таком виде их и расстреливали.
Но как считают исследователи, подобные ситуации оставляют больше вопросов, чем ответов. Многие историки допускают, что в Союзе могли понять принцип умерщвления людей газом. Но вместе с тем, никаких инженерных расчетов от Берга не осталось, да и не был он силен в этой области. Из чего создавали корпуса для таких машин, ведь они должны были быть устойчивыми к воздействию газа? Каким был принцип работы цилиндров с газом? Больше всего исследователей смущает тот факт, что дававшие показания по "делу Берга" люди путались в понятиях.
Угарный газ и выхлопной газ автомобиля — разные виды газа, как было сказано выше. И показания Шрейдера, скорее всего, говорят именно о выхлопных газах машины — доставленные к месту расстрела жертвы НКВД были еще живы, хоть и отравились продуктами переработки топлива. Таким образом, версия причастности Союза к разработке машин смерти, считают эксперты, остается сомнительной. Тем более, что и по сей день в архивах не найдено какой-либо документации о её создании или разработке, либо актов принятии в эксплуатацию, или же актов о списании и так далее.
К слову, еще раз о "предприимчивом" завхозе: Берга расстреляли. Предполагаемого "отца" советской душегубки обвинили в троцкизме в период сталинских "чисток".
Подсчитать точное количество людей, убитых при помощи газвагенов в годы Великой Отечественной в оккупированных городах Союза, ныне не представляется возможным. В разных источниках содержатся различные цифры — называется количество от трех тысяч человек до миллиона.
Впервые мир подробнее узнал о душегубках во время суда над нацистами в Краснодаре — он проходил в 1943 году. Тогда фашистам вменялось убийство угарным газом около 60 человек в краевой столице. Отсюда и пошло мнение, что первыми жертвами машин-убийц стали именно кубанцы.
Подсудимые полицаи из Зондеркоманды 10-а. Фото: Общественное достояние
Во время суда над нацистами в кубанской столице обстоятельства смерти 214 детей из ейского детдома еще не были детально изучены.
Из беседы историка Льва Безуменского с Куртом Кристманом, главой зондеркоманды СС-10А, орудовавшей на территории Кубани:
"Кристман: В Яйске меня не было. Там уничтожали детей, но меня там не было.
Безуменский: Вы имеете в виду Ейск?
Кристман: Да, да, Ейск! Переводчик так мне перевел. Ах, знаете, я очень люблю русский народ. Я лично был у Гиммлера и сказал ему, что мы неправильно обращаемся с русскими. Надо с ними обращаться получше, иначе мы проиграем войну".
Курт Кристман. Фото: Общественное достояние
Кристман не врал — в Ейске его лично не было. Но его имя фигурировало в списке военных преступников, которых искали власти СССР. Он значился организатором массовых казней как минимум в трех городах края — Краснодаре, Ейске, Новороссийске, а также Таганроге и других городах страны. Без его ведома не проходила ни одна операция по умерщвлению людей. Ему вменялось и массовое убийство пленных. После войны нацистский палач укрывался в Аргентине. Позже вернулся в Германию. В ноябре 1979 года немецкая полиция арестовала экс-нациста и предъявила обвинение в убийстве 105 мирных жителей Краснодара в годы войны, в том числе посредством газвагенов. Суд признал его виновным и назначил 10 лет тюрьмы. Умер нацистский мясник в апреле 1987 года. Всего же на Кубани в годы войны , по данным историков, погибли от рук фашистских палачей около 6 700 человек мирного населения.
Эмблема Зондеркоманды 10-а,карта "десятка червей". Фото: Общественное достояние
Ранее ИА KrasnodarMedia подробно рассказывало о трагедии в Ейске в публикации "Бумеранг для палача: кто ответит за убийство 214 детей из Ейского детдома в годы войны".
Напомним, в начале Великой Отечественной войны воспитанников детских домов и персонал из Симферополя перевезли в кубанский городок Ейск — почти все дети были инвалидами, находившимися на реабилитации в Крыму. Детей хотели спасти — на полуостров наступали фашисты. Но именно Ейск в августе 1942 года стал "воротами", через которые вражеские войска проникли на Кубань.
9 и 10 октября фашисты подъехали к старому особняку в центре Ейска, где уже около года жили дети вместе с местными воспитанниками и в "арсенале" нацистов находились те самые машины смерти, газвагены. Детей с особой жестокостью кидали в кузова душегубок…
Ров с телами убитых. Фото: — Красногорский архив кино-фото-документов
— Всего за два дня уничтожили 214 воспитанников детдома, из них 213 детей в душегубке, а 15-летнияя Нина Шолохова была нагая вывезена в кабине шофера душегубки и за городом растерзана гестаповцами и сброшена в этот же ров у поселка Широчанка. Это были мальчики и девочки разного возраста от 3 до 15 лет, разной национальности: русские, украинцы, немцы, татары, грузины и другие, — рассказала Марина Сидоренко.
В феврале 1943 года, когда спецкомиссия после освобождения города от оккупации вскрывала ров, ставший могилой для ни в чем не повинных детей, на телах убитых не нашли следов выстрелов. Поэтому тогда и решили, что дети были закопаны в ров еще живыми. Правда о газвагенах вскрылась в этом же году на суде надо фашистами и их пособниками.
В 1965 году, когда шел процесс над нацистами, доктор Гёрц, присланный в Ейск из штаба Третьего рейха, управляющего зондеркомандами, намеревался "притянуть" убийство детей к особой форме эвтаназии. Он постоянно акцентировал внимание на том, что воспитанники детдома были "неполноценными" и что у детского учреждения, якобы, не хватало продовольствия.
Командование зондеркоманды 10-а в Краснодаре. В центре— Курт Кристман, 1942 г. Фото: Общественное достояние
Из допроса доктора Гёрца: "Когда мы вошли в дом, мы увидели 10 уродливых детей. У них была водянка головного мозга. Тела были совсем маленькие. Я помню также детей-кретинов, которые не могли говорить. Они только запинались. Я, как и другие члены команды, был взволнован видом этих детей. Я был скорее пострадавший, так как в этой акции я не применялся как переводчик. Я вышел из детского дома, так как не знал, что я должен был делать дальше. Маленьких детей выносили из заднего выхода детского дома и помещались в фургон для газификации. Выстрелов я не слышал. Позже я узнал от членов зондеркоманды, что дети были убиты газом, так как их нечем было кормить".
Зондеркоманда СС 10-а, оставившая кровавый след на Кубани, в 1942 году перебазировалась в Крым, где также совершала массовые убийства среди мирных жителей и пыталась бороться с патриотами полуострова. Потом был Мариуполь, потом Ростов…
Место массовой казни гражданского населения. Фото: Общественное достояние
Из показаний Михаила Еськова, члена гитлеровской расстрельной команды, арестованного Управлением Комитета государственной безопасности при Совете Министров Союза ССР по Краснодарскому краю по делу о массовом убийстве — на сей раз в Ростове в 1942 году: "Двое стали с двух сторон душегубки, охраняя выход во двор, а я и еще трое начали заставлять арестованных быстрее раздеваться…Некоторые оказывали сопротивление, их приходилось заталкивать силой, другие не могли раздеться — тогда мы срывали с них одежду и вталкивали в душегубку. Многие проклинали нас, плевали в лицо. Но никто не просил о пощаде….
Когда все арестованные были помещены в душегубку, Ганс захлопнул герметическую дверь, соединил шланг с кузовом и дал обороты мотору…Заревел мотор, заглушая чуть слышные стуки и крики умирающих, и машина выехала со двора…Доехав до противотанкового рва, шофер подогнал душегубку задом ко рву и открыл дверь…Один из наших стал подталкивать трупы к двери, двое — за ноги, за руки, как попало — сбрасывали посиневшие и испачканные испражнениями тела в яму. Они падали друг на друга, при падении издавали какой-то характерный, охающий звук, и казалось, сама земля стонала, принимая несчастные жертвы…После этого мы вымыли руки, сели в свою машину и отправились в рейс за втopoй партией...".
Редакция ИА KrasnodarMedia не ставила целью сделать полномасштабное исследование, учитывая необычайно узкую направленность темы. История не сохранила подробную техническую документацию, посвященную созданию газвагенов — машин смерти. Мы хотели напомнить о том, что душегубки стали символом чудовищного преступления против человечества наряду с оврагами Бабьего Яра и печами Освенцима. Идеологов и создателей этих злодеяний, в большинстве своем, возмездие настигло. Жаль, что не всех.
Ну, а мы — будем помнить. Расстрелянных, убитых, замученных, павших на полях Великой Отечественной войны. Потому что история человечества, страны и каждого из нас складывается и из этого тоже — сотен, тысяч и миллионов историй жизни людей, погибших в адской мясорубке самой страшной войны в мире.