1 сентября 2021. В октябре 1942 года на Кубани произошло бесчеловечное преступление, совершенное нацистскими оккупантами: были убиты 214 детей из детского дома. Мирный и провинциальный Ейск стал местом кровавой расправы над детьми-инвалидами. Долго время документы были засекречены. В прошлом году архивные документы стали достоянием общественности. Следком РФ возбудил дело о геноциде, стали известны имена палачей. О страшной странице в истории оккупации Краснодарского края рассказывает ИА KrasnodarMedia.
Летом 1941 года в Крым на лечение прибыли дети-инвалиды. Волшебный крымский воздух, море — условия для больных костным туберкулезом и ДЦП были почти идеальными. Первый санаторий в Крыму для таких больных был открыт еще в 1902 году. Но с первых дней войны возникла угроза оккупации полуострова и 270 детей было решено отправить в Краснодарский край. Изначально предполагалось, что малышню отправят в Горячий Ключ, но наряду Кавказ был стратегической локацией для фашистов, продолжавших стремительное наступлений. И детей решили отправить в Ейск, провинциальный городок, уютный, тихий, с мощеными улочками, на берегу Азовского моря. Город был своего рода тупиковым. Предполагалось, что сюда фашисты не дойдут. Здесь уже несколько лет, на окраине города, располагался детский дом, где жили ребята с умственной отсталостью. Почти три сотни прибывших из Крыма детей вместе с сопровождающим их персоналом разместили на новом месте.
Но все вышло совсем иначе — маленький Ейск стал первым кубанским городом, куда вошли нацисты — это было начало августа 1942 года.
По свидетельствам местных жителей, на окраине города, где располагался детский дом, оккупантов видели нечасто и какое-то время жизнь текла своим чередом. Захватчики вроде как даже в первое время не очень обращали внимание на расположенное здесь детское учреждение. Старшие воспитанники работали на огороде — он был недалеко от детдома, который был на самообеспечении, детей нужно было кормить.
Как позже вспоминал один из выживших — Леонид Дворников — без малого полсотни детей избежали гибели только потому, что работали на подсобном хозяйстве.
9 октября 1942 года — страшная страница в истории детского дома Ейска. Старшие ребята, как обычно утром ушли работать на огороды. Чуть позже огромные ворота, ведущие во двор детдома распахнулись, впустив большую черную машину. Как расскажет позже выживший свидетель тех дней — она была похожа на гроб. Внутри все было обито железом, покрытым ржавыми пятнами, похожими на засохшие и въевшиеся в металл остатки крови. Дно автомобиля было оборудовано решеткой. В здание вошли офицеры СС. Воспитателям и нянечкам была отдана команда собрать детей и погрузить их в машину. Персонал пытался сопротивляться, но в наступившем хаосе — все случилось очень внезапно — было трудно сконцентрироваться и действовать разумно. Нацистские офицеры начали сами ловить детей и, буквально, бросать их в кузов черного грузовика, попутно объясняя воспитателям, что ребятню, дескать, увезут в Краснодар — на лечение. Другие фашисты отвечали, что детей увезут на погрузочные работы, кто-то говорил, что в баню.
Некоторые дети успевали схватить любимые игрушки, книжки, открытки — чтобы было не так страшно…
По воспоминаниям Дворникова, офицеры СС, поначалу собранные и деловитые, разошлись — детей, буквально, швыряли в открытую дверь грузовой машины. Маленькая Людочка Шаповалова умоляла фрица не бить ее. Оккупант схватил хрупкую девочку за искалеченную ножку и с хохотом закинул в фургон…
Потрясает мужество воспитанника Васи Дружинина — его, как и других, волоком тащили до грузовика, но у самой машины мальчишка успел надеть красный галстук пионера — немецкий офицер пытался сорвать его, но школьник не дал этого сделать….
15-летнюю Ниночку Шолохову, обнаженную, посадили в шоферскую кабину — чтобы раздетую школьницу никто не увидел из местных, на подножки грузовика по обе стороны окон кабины вскочили два нациста. Позже станет известно, что за городом ее изнасиловали и буквально растерзали офицеры СС.
Всех детей запихнуть в "адскую" машину фашистам сразу не удалось. И на следующий день, они вернулись, в этот раз подготовившись основательно — на трех грузовиках. В этот раз они увезли всех, кого нашли, включая более 30 тяжелобольных лежачих…
Удалось спастись 46-ти детям — кто-то был на огороде, некоторые убежали дворами.
Следком РФ в прошлом году возбудил уголовные дела о причастности троих нацистов к преступлениям в Ейске. Фото: пресс-служба СУ СКР по Краснодарскому краю
Леонид Дворников, который позже напишет книгу об ужасной странице Великой Отечественной войны — из тех, кого из Крыма эвакуировали в кубанский город у моря. Он спасся чудом, ведь ног мальчик лишился еще будучи маленьким ребенком. Его, как и других, схватил оккупант и волоком тащил к грузовику — Лёню спас крик другого детдомовца, отчаянно сопротивлявшегося. Офицер тащивший мальчишку на протезах, бросил его и кинулся на помощь своему сослуживцу, решив, что паренек без ног далеко не убежит. Этого времени хватило, чтобы мальчик на протезах успел скрыться в соседнем дворе.
Как рассказывали местные жители, всех детей в два приема вывезли на местность, расположенную недалеко от поселка Широчанка под Ейском, где был вырыт противотанковый ров. Замученные тела присыпали землей…
Ейск был освобожден в начале февраля 1943 года. И через пару месяцев — в апреле — специальная комиссия прибыла в городе и вскрыла общую могилу детей. 214 трупов мальчишек и девчонок, сваленных в кучу, лежащих друг на друге. Среди них были дети самых разных национальностей — татары, украинцы, армяне, русские. Но все они имели физические недостатки, были инвалидами. Таких фрицы безжалостно убивали не только в Ейске.
Их так и находили, с любимыми игрушками, некоторые навсегда зажали в худеньких ручонках костыли и палки. У многих были сцеплены ручки с соседом — дети перед смертью, в последние секунды жизни отчаянно хватались друг за друга.
Эксгумация тел 214 детей, воспитанников детского дома, зверски замученных фашистами в "душегубке", 1943 год. Фото: МКУ "Архив" с официального сайта администрации Ейского района yeiskraion.ru
102 девочки, 112 мальчишек. Им было от трех до семнадцати лет.
Комиссия не обнаружила на теле детей следов от пуль либо смертельных механических увечий. И первоначальная версия была такова, что воспитанников детдома закопали живыми.
О "душегубках", которые фашисты использовали в Краснодаре и пригнали в Ейск, полевые медики, делавшее первое заключение, тогда еще не знали. Это всплывет позже — во время судебного процесса над палачами.
А тогда шла война и часть убитых детей — 40 человек — положили в полтора десятка гробов и захоронили заново в сквере Ейска.
Точную причину гибели установит третья по счету экспертиза — угарный газ. Удастся даже установить за какое время погибли воспитанники детского дома — не больше 15 минут, пока машина ехала к тому самому рву, ставшему последним пристанищем ни в чем не повинных ребят.
Архивные материалы. Фото: СУ СК РФ по Краснодаркому краю
Так уж вышло, что покой убиенные души обрели не скоро — останки четырежды пришлось перезахоронить. Почтить память замученных детей горожане приходили к братской могиле в центре города, а первое захоронение, тот самый ров, со временем затерялось. Еще через пару десятков лет, останки детей были перенесены на другое место — старое кладбище Ейска, находившееся всего лишь в нескольких километров от здания детдома, где жили дети до гибели.
Когда военные архивы рассекретили, стало известно, что карательные операции на территории Кубани и в Ейске в том числе, проводила так называемая зондеркоманда СС-10 "а". Она и привезла с собой "душегубки" — своего рода передвижные газовые камеры. Во главе карателей стоял Курт Кристман, доктор по образованию.
Кроме этого следственные органы России установили личности трех нацистов, причастных к факту массового убийства детей на Кубани в 1942 году.
Первым было названо имя обер-лейтенанта Бедедекера — возглавлявшего гестапо Ейска.
Комендант Ейска во время оккупации Кандлер — второй фигурант кровавой истории.
И третий — врач гестапо Штраух.
Тот самый Кристман понес заслуженно наказание, а вот это преступное трио ушло от законного возмездия.
Следком РФ в прошлом году возбудил уголовные дела о причастности этих троих нацистов к преступлениям в Ейске по статье о геноциде. В послевоенных судебных процессах — они прошли в 1943 и 1963 годах — имена этих нацистов не фигурировали.
На основании существующих норм международного права и законодательства страны Следком России имеет все основания начать расследование действий трех нацистов, совершивших преступление против человечества. И такие преступления не имеют срока давности.
Откуда возникла фамилия Оберлендер, которая в последнее время активно мелькает в СМИ? Когда в 2019 году силовики рассекретили архивы Великой Отечественной войны, тогда-то и всплыла фамилия нациста, служившего в той самой зондеркоманде СС переводчиком. У российских следователей есть все основания полагать, что он был одним из участников зверской расправы над детьми в детском доме Ейска. Все данные следователи предоставили властям Канады, где сейчас и проживает экс-оккупант. Престарелый мужчина, которому уже 96 лет, как нетрудно догадаться, отрицал свое участие в карательных операциях, заявив, что он занимался лишь переводом языков с одного на другой. Тем не менее, известно, что после того, как Германия капитулировала, нацисту удалось избежать суда лишь скрывшись от следственных органов.
Гельмут Оберлендер. Фото: Скриншот с ютуб-канала "Следственный комитет Российской Федерации"
Власти Канады начали собственно расследование и выяснилось, что Оберлендер ранее скрыл от властей страны свое участие в деятельности команды карателей. Это и послужило основанием о лишении его гражданства и решении о депортации из страны.
СМИ активно тиражировали ранее заявление адвоката, которого нанял бывший нацист, о том, что лишение Оберлендера гражданства — несправедливое. Суд над ним пройдет в сентябре этого года в Канаде.
Примечательно, что в число палачей были включены и местные жители, которые принимали участие в массовом убийстве 214 детей — эта информация также была обнародована после рассекречивания архивных материалов.
В частности, всплыла фамилия врача того же детдома, где содержались дети — Владислав Аникеев.
В деле есть сведения о том, что среди персонала детского дома, он, после прихода оккупантов, вел весьма специфические разговоры. Например, приводил доводы в пользу добровольного выезда на работы в Германию. О нем в деталях рассказал тот самый выживший Леонид Дворников. В книге он поведал, что доктор собирал детальную информацию о детях. Был ли комсомольцем, какой национальности воспитанник, какой диагноз имел. Позже стало известно, что все эти сведения он передавал карателям.
Пособнику нацистов в белом халате по приговору суда дали 10 лет. Спустя полтора десятилетия после окончания войны он выступал свидетелем на процессе над фашистами.
Когда Дворников, уже став взрослым, встретил Аникеева, то был поражен, как он себя ведет — шутит, смеется, балагурит. Напомнившему о его злодеяниях бывшему детдомовцу экс-врач ответил, что за все уже заплатил сполна.
Измену Родине следователи военного времени инкриминировали директору детдома и нескольким местным чиновникам. Особо "отличился" детдомовский кладовщик Петр Мишенин.
Он доносил оккупантам, что в учреждении работают коммунисты, прячутся евреи и там же скрывают своих детей. Вот после его доносов и начался "Ейский ад".
Как было сказано выше — первая комиссия, побывавшая на месте захоронения жертв оккупантов в 1943 году, приняла решение захоронить найденные останки в местном сквере. На могиле тогда установили деревянные памятник. Через год ее заменили кирпичной плитой.
Братская могила 214 детей, воспитанников детского дома в сквере имени Пушкина, 50-е годы. Фото: МКУ "Архив" с официального сайта администрации Ейского района yeiskraion.ru
В 1963 году останки перенесли на городской кладбище Ейска.
Летом 1980 года здесь появился новый памятник.
Братская могила 214 детей, убитых фашистамив октябре 1942 года, на кладбище города Ейска. Фото: МКУ "Архив" с официального сайта администрации Ейского района yeiskraion.ru
В ноябре 2020 года стало известно, что поисковики-добровольцы после общения с местными жителями и историками смогли установить более точное место захоронения погибших детей из Ейского детдома. Как было выше сказано, перезахоронений было несколько. После трагедии прошло почти 80 лет — за это время границы населенных пунктов неоднократно сдвигались и менялись, уже выросли леса на месте, где еще тридцать лет назад их не было. Жилая застройка, развитие промышленности — установить точное место захоронения сложно.
Памятник воспитанникам детдома, убитым в Ейске фашистами, также установили в Крыму. Фото: Пресс-Служба Главы Республики и председателя Госсовета республики Крым
Ежегодно в музее истории Ейска проходит памятная акция, посвященная погибшим от рук нацистов детям. До сих пор сотрудники музея и истории ищут родственников тех детей, кто выжил в кровавой бане.
Не выжило 214.
214 детей, чьей могилой стал противотанковый ров в пригороде кубанского города. Не ставшие взрослыми. Не увидевшие мир. Но оставившие после себя след — память. Человечество должно помнить недетскую силу духа детей войны, их слезы и боль, их смерть. Чтобы никогда больше не повторилось — ни в одной стране мира — детство, растоптанное войной.