Черноморский флот провел мероприятия по случаю Дня памяти моряков-подводников, погибших на атомном подводном ракетоносном крейсере "Курск", сообщает ИА SevastopolMediaсо ссылкой на пресс-службу Южного военного округа.
Панихида по случаю 18-й годовщины катастрофы прошла в храме Архистратига Михаила. Сотни жителей Севастополя возложили цветы и венки к мемориалу погибшим подводникам. При катастрофе атомного подводного крейсера "Курск" погибло 17 севастопольцев, семь из них похоронены на Городском и Братском кладбищах Севастополя.
Напомним, АПЛ "Курск" потерпел крушение в Баренцевом море 12 августа 2000 года в 175 км от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, "Курск" вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей (ОБК). На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 "Гранит" и 24 торпеды. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой "Гранит" эскадру во главе с тяжёлым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" и флагманом флота атомным крейсером "Пётр Великий". "Курск" должен был в 9.40 начать подготовку, а с 11.40 до 13.40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.
В 11.28 гидроакустик на крейсере "Пётр Великий" зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло.
Командир "Петра Великого", капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: "включилась антенна радиолокационной станции".
Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14.50 корабли и вертолёты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК "Курск". "Курск" не вышел на связь в установленное время — 17.30. О крушении "Курска" военному руководству стало известно вечером, когда в 23.00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23.30 АПЛ "Курск" в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена "аварийной".
Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей. В 04.51 "Курск" был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера "Пётр Великий" лежащим на грунте на глубине 108 метров.
Как пишет портал fb.ru, только в понедельник в 11 часов утра военно-морской флот впервые сообщает о трагедии на "Курске". Но дальше показания военных путаются: в первом официальном заявлении было указано, что с экипажем установлена радиосвязь. Позже эту информацию опровергли, сказав, что общение происходит через перестукивание. Ближе к обеду на место трагедии спешат спасательные суда, в новостях сообщают, что на подлодке уже отключилось энергопитание, а носовая часть полностью затоплена. Наверное, во избежание паники военные начинают активно отрицать возможность затопления носовой части субмарины. Тем не менее, говоря о времени аварии, они называют воскресенье, хотя проблемы со связью начались еще во второй половине дня в субботу. Очевидно, кому-то не выгодно разглашать всю правду о гибели.
Почему затонула подлодка "Курск"? Даже сегодня, когда прошло почти два десятилетия со дня трагедии, многие вопросы остаются без ответов. В шесть часов вечера главнокомандующий военно-морского флота – адмирал Куроедов подтвердил, что подлодка получила серьезные повреждения и шансы спасти экипаж очень невысокие. Вечером этого дня начинают выдвигать предположения о причинах гибели затонувшей подлодки "Курск". По одной из версий она столкнулась с иностранным подводным кораблем, но эта информация была опровергнута, так как позже стало известно, что на борту подлодки случился взрыв. В этот же день Британия и США предложили свою помощь в спасательной операции.
15 августа 2000 года (вторник)
В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9.00 от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке "Курск" живы, к тому же флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев. После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на "Курске" осталось не так много кислорода. В 21.00 началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.
16 августа 2000 года (среда)
В три часа дня президент России объявляет ситуацию на борту "Курска" критической, вскоре после этого вице-премьер Илья Клебанов сообщил, что на подлодке не обнаружено признаков жизни. В 16.00 адмирал Куроедов заявил, что Россия будет просить помощи у Великобритании и других дружественных государств. Спустя несколько часов из Москвы отправлены официальные запросы помощи в Лондон и Осло. Правительство Норвегии и Великобритании быстро среагировало, уже в 19.00 в Трондхейм (Норвегия) был доставлен спасательный корабль с LR-5 (мини-субмариной).
17 августа 2000 года (четверг)
Когда затонула подлодка "Курск", предпринималось несколько попыток по ее спасению. Как утверждают официальные источники, таких попыток было 6, но, на самом деле, их было 10, и все потерпели неудачу. Погодные условия не позволяли присоединить спасательную капсулу к люку субмарины. 17 августа из Тронхейма выходит спасательный корабль. Согласно плану он будет на месте бедствия не раньше субботы. Также из Норвегии был отправлен еще один спасательный экипаж, который планировал прибыть на место в воскресенье вечером. Начались переговоры с НАТО в частности с представителями Североатлантического альянса. Долгие 8 часов власти обсуждали план спасательной операции.
18 августа 2000 года (пятница)
С самого утра военные начали проводить спасательные операции, но погодные условия препятствовали этому, как и в прошлый раз. Днем генерал-полковник Ю. Балуевский (заместитель начальника Генштаба вооруженных сил) заявил, что крушение АПЛ "Курск" хоть и снизил потенциал флотилии на военную единицу, но трагедия никак не повлияла на снижение боевой мощи. Многих жителей возмутило такое заявление, ведь в то время нужно было думать о спасении матросов, что были на судне. К тому же, общественность больше интересовала правда, почему затонула подлодка "Курск"?
Информацию о том, что подлодка могла столкнуться с другими водоплавающими объектами, полностью опровергли. Александр Ушаков заявил, что на момент проведения военных учений в районе Баренцева моря не было ни одно стороннего объекта.
Список членов экипажа все еще не публикуется, руководители военно-морского флота мотивируют это тем, что сейчас ведется спасательная операция. Вечером ситуацию на "Курске" уже стали называть "закритической", но спасательные операции не были отменены.
19 августа 2000 года (суббота)
Президент России возвращается из Крыма с заявлением, что практически не осталось надежды спасти хоть кого-то из "Курска". В 17.00 адмирал М. Моцак объявил, что на борту подлодки уже не осталось живых людей. Спасательные операции продолжаются. Уже вечером на место, где затонула подлодка, прибывает спасательный экипаж, вышедший из Норвегии. Наутро следующего дня планируется погружение LR-5. Военные выдвигают предположение, что на подлодке произошел взрыв боевых снарядов, когда та ударилась о морское дно.
20 августа 2000 года (воскресенье)
Воскресным утром возобновилась спасательная операция. К русскому морскому флоту присоединились британские и норвежские военные силы. Хотя утром глава правительственной комиссии Клебанов заявил, что шансы на спасение хоть кого-то из экипажа "Курска" "исключительно теоретические". Но, несмотря на такое пессимистичное заявление, норвежский робот-манипулятор уже в 12.30 достиг затонувшей подлодки. За роботом спускаются водолазы в капсуле. В 17.00 штаб военно-морских сил получает сообщение, что подводникам удалось добраться к люку "Курска", но они не могут его открыть. Вместе с этим появляется сообщение: водолазы подводники уверены в том, что в шлюзовой камере, кто-то был и пытался выбраться.
21 августа 2000 года (понедельник)
После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше. В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки "Курск", но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время адмирал Попов отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших. В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее – он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ "Курск" погиб. На дворе стоял август 2000 г. Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.