До 9 Мая
Дня Великой Победы

осталось 13 дней

Ваш ум под лупой не увидишь, если покажете 2/10 - ТЕСТ на общие знания
24 апреля, 08:15
Эти советские книги стоят до 5 млн рублей - загляните на свои полки с книгами
02:50
Лакомый десерт на вечер без выпечки: шоколадный торт за 25 минут
24 апреля, 17:30
За эти предметы на даче и огороде начнут штрафовать прямо с 25 апреля
24 апреля, 17:25
Один погиб, второй пострадал: мужчина взорвал гранату во время ссоры в гараже
24 апреля, 17:15
Загорелась железнодорожная цистерна под Симферополем
24 апреля, 16:42
Опубликован трейлер нового фильма с Гошей Куценко
24 апреля, 16:30
Названа истинная причина спора на Тосю в "Девчатах"
24 апреля, 16:00
Пенсионер нашел тайник с оружием, который искал больше 50 лет
24 апреля, 15:37
Глава Крыма призван не публиковать работу ПВО и последствия атак на Крым
24 апреля, 15:13
Медсестра из южного города выиграла в лотерею 8 млн рублей
24 апреля, 14:31
В Севастополе выплачивают президентские выплаты ветеранам ко Дню Победы
24 апреля, 14:15
По какому клипу из 2008 года учили движения для танцев по видео
24 апреля, 13:33
Бывшего бухгалтера в Ялте обвиняют в хищении более 2,3 млн рублей
24 апреля, 13:15
Сделайте такие 4 хитрости с землей в конце апреля - мясистые помидоры обеспечены
24 апреля, 12:20
За пьяную езду у жителя Крыма конфисковали автомобиль
24 апреля, 12:15
Миграционная политика в России должна быть ужесточена - глава Крыма 24 апреля, 09:03
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 07:50
Фестиваль меховой моды прошел в Пятигорске 21 апреля, 13:15
Глава Крыма подписал два указа, которые уточняют условия трудовой деятельности иностранцев 15 апреля, 15:03
Совладельцы ГК DNS стали долларовыми миллиардерами и попали в мировой список Forbes 14 апреля, 13:15
"Очень полезный, содержательный доклад": участие главы ВАРПЭ Германа Зверева в заседании Совфеда 27 марта, 04:55
Глава Крыма встретился с делегацией Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) 22 марта, 16:01
Парам парам пам: 7 крылатых фраз из "Ералаша", которые остались в памяти навсегда 22 марта, 09:30
Сергей Аксёнов поздравил жителей республики с Днем воссоединения Крыма с Россией 18 марта, 10:01
Герман Зверев: Пересоздание рыбной отрасли происходит под контролем президента 14 марта, 04:30
Производственный контроль с 1 сентября введут на рыболовных участках от Крыма до Приморья 4 марта, 03:25
Ключевые точки роста - анализ послания президента 2 марта, 14:40
Благо народа – истина последней инстанции 2 марта, 14:40
Благо народа – истина последней инстанции 2 марта, 14:40
Глава Крыма принял участие в совещании под руководством Владимира Путина 21 февраля, 13:01

Иван Кусов: Доверия к застройщикам у законодателей и населения Севастополя нет

Депутат Законодательного собрания и директор севастопольского филиала МГУ подвёл предварительные итоги деятельности в парламенте города
22 февраля 2018, 10:00 Политика
Иван Кусов Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia
Иван Кусов
Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Депутат Иван Кусов был "доизбран" в Законодательное Собрание Севастополя самым последним, в единый день голосования в сентябре прошлого года. Спустя полгода работы законодателем глава филиала МГУ защищает муниципалитеты, не совсем понимает позывы некоторых коллег по депутатскому корпусу и призывает изменить отношение к молодежи в городе. "Надо формировать среду, где будут работать социальные лифты, привлекать молодёжь к решению реальных задач", — поделился своими мыслями с корр. ИА SevastopolMedia депутат.

— Иван Сергеевич, вы являетесь депутатом Законодательного собрания Севастополя около полугода, чуть меньше состоите в комитете по экономике. Назовите, пожалуйста, наиболее важные вопросы, которые в течение полугода рассматривались на заседаниях комитета.

— Работа комитета – это большой объем согласований, рассмотрений федеральных законов, проектов законов, постановлений Правительства РФ, Госдумы. Практически на каждом заседании рассматриваем какие-то правки от регионов в закон, регулирующий алкогольную деятельность, рыболовство и т.д. Это самые частые вопросы, которые были в федеральной повестке. Поддержка предпринимателей различной формы деятельности, налоговые вопросы и т.д. Что касается севастопольской повестки, то самыми, наверное, основными за эти полгода были вопросы по избранию уполномоченного по правам предпринимателей и по поводу НТО. Татьяна Георгиевна Лобач, председатель комитета, достаточно активное участие принимала в том, чтобы изменения в закон об уполномоченном были приняты, и был принят в новой редакции. Правда, это всё равно не помогло: уполномоченного мы так и не выбрали.

Второй блок вопросов, которым плотно занимались, это нестационарные торговые объекты (НТО). У кого-то много лет стояли торговые точки, ларьки. И те, которые стояли незаконно, у которых не было никаких разрешительных документов, конечно, надо сносить, потому что они стоят на тротуарах, на газонах, под балконами. От них грязь, шум, их владельцы не платят налоги. Жители окрестных домов возмущаются. И то, что идёт снос и упорядочивание нестационарной торговли на улицах, это правильно. Но поступает большое количество жалоб. Люди переживают, остаются без рабочих мест, без средств к существованию. Несколько раз у нас было рассмотрение этих обращений. Мы встречались с жителями, с представителями правительства: с Вадимом Кирпичниковым (начальник управления потребительского рынка и лицензирования. – прим. ред.), с Ильёй Пономарёвым (вице-губернатор Севастополя. – прим. ред.).

За последние полгода рассматривали также вопросы свободной экономической зоны (СЭЗ), не поддержали увеличение налогов. Сохранили на прежнем уровне.

Иван Кусов

Иван Кусов. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

— Прокомментируйте, пожалуйста, позицию комитета по вопросу законопроекта о предоставлении земельных участков на бесконкурсной основе.

— Законопроект будет, наверно, в ближайшее время выноситься в повестку пленарного заседания Законодательного собрания. Закон не о выделении земли, а о критериях. Город должен развиваться, что почти невозможно без земли. А с ней в городе большая проблема, инвесторы постоянно говорят о том, что в Севастополе практически нет земли для развития. Причем невозможно не только развивать какие-то новые производства, новые рабочие места создавать, но и строить жилые кварталы и торговые центры. Земли мало. Если мы хотим сформировать инфраструктуру города федерального значения, получать услуги, которые может предоставлять бизнес, то должны быть и земельные участки для развития бизнеса.

При этом одна из стандартных процедур выделения земли – именно конкурс или торги. Находится свободный земельный участок, определяется его целевое назначение и запускается конкурс на то, кто предложит лучшие условия его использования, большую цену. Инвесторы между собой конкурируют, в итоге город и его жители выигрывают. Процедура долгая. Занимает иногда даже несколько лет. Могут быть споры, много времени занимает подготовка документов. Так вот законопроект ("Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в аренду юридическому лицу без проведения торгов" — прим. ред.) предполагает, что правительство может без долгой процедуры предоставить под перспективные и социально-значимые направления бизнеса земельные участки. И речь идёт не только о социально-значимом бизнесе, например, о детском лагере или частном детском садике, но и о перспективных промышленных производствах c большим объемом частных инвестиций. Например, кто-то хочет построить высокотехнологичный завод. Он может под эти критерии попасть.

И в основном этот законопроект как раз все поддерживают. Но, насколько я знаю, самый сложный вопрос был о возможности выделения земли под жилую застройку. При том, что мы понимаем, что необходимо строить и социальное жильё, да и вообще, жильё в принципе. Город растёт, развивается, а цены на жильё очень высокие, и без нового строительства они не упадут. Если мы хотим, чтобы в городе жильё было более доступное, а не в тройке самых дорогих городов страны, тогда обязательно надо строить. По логике, если выделяется земля без конкурса, то инвестор должен очень хорошо подготовить и обсудить с жителями проект, обеспечить строительство социальной инфраструктуры и установить не очень высокую стоимость квадратного метра жилья. Так развиваются и растут города.

Но здесь мы закономерно сталкиваемся с тем, что ни у законодателей, ни у населения доверия к застройщикам нет.

История застройки города последних лет нам показывает, что строили варварски, причем в тех местах, где строить нельзя. В итоге и облик города ухудшился, и социальной инфраструктуры не оказалось вокруг. Яркий пример – Гагаринский район, где натыкано много микрорайонов без парковок, детских садов, без школ и т.д.

Законодатели не верят, что застройщики, получив выделенные участки земли без конкурса, будут обеспечивать необходимый уровень социальных услуг. Думаю, этот законопроект может вызвать споры в этой части.

— Раз мы заговорили о застройщиках, прокомментируйте, пожалуйста, недавнее высказывание крупного застройщик Павла Лебедева о том, что в Законодательном собрании Севастополя работают непрофессионалы.

— Сама постановка вопроса – провокационная. И заявление, естественно, провокационное. Что такое законодательные органы? Депутаты представляют ту группу населения, которая доверила им эти интересы представлять. И задача депутатов – знать, чем живёт население на округе, и через эту призму принимать или разрабатывать те или иные законопроекты. Если сказать образно, Законодательное собрание в очень обобщенном виде — это некий фильтр, через который пропускается жизнедеятельность города. И задача каждого депутата отфильтровывать то, что не соответствует интересам граждан и отстаивать то, что нужно городу или конкретному району. На депутатов не учат, депутатских школ не существует, нет специальности такой. Так что заявление о том, что депутат — непрофессионал, само по себе непрофессиональное. Образование по профилю, конечно, помогает, но если бы, например, все депутаты были бы матерыми юристами, то это не означало бы наверняка того, что Законодательное собрание лучше бы отражало интересы горожан. Бывают опытные и неопытные депутаты, более подкованные в законодательной деятельности или менее. На мой взгляд, нынешние депутаты вполне отражают интересы тех групп населения, которые они представляют. И оценку деятельности депутатов дадут жители на следующих выборах.

— Тогда как, по-вашему, можно объяснить некий ступор в деятельности парламента? На последних двух пленарных заседаниях снимались важные для Севастополя законопроекты, а ряд проектов не проходил первого или второго чтения.

— Не соглашусь. Если брать предпоследнее пленарное заседание, то хочу сказать, что мы работали до 19.00, дольше нельзя по закону. Вопросы, которые были сняты, мы просто не успели бы рассмотреть. В повестке было 28 вопросов, и не все они были принципиальными.

1 / 3

А на последнем заседании были сняты те вопросы, которые не были согласованы.

Ну, и это нормально, что некоторые законопроекты одобряются, а некоторые нет. Любой депутат может предложить законопроект, но это не значит, что он должен быть поддержан всеми. Поэтому я не вижу того ступора, о котором вы говорите. Идёт работа, идёт согласование интересов друг с другом. Для того законодательные инициативы и выносятся на обсуждение, чтобы в них вносились коррективы, изменения и дополнения.

Вот, например, законопроект о восстановлении в очереди людей на получение жилья, имевших это право до 21 марта 2014 года. Абсолютно все депутаты и правительство его поддерживают. Людей действительно нужно восстановить в очереди, это очень справедливый законопроект. И вопросов к самому факту существования проекта закона нет. Вопрос возникает к механизму. В частности, куда попадут вновь появившиеся в очереди люди? В начало очереди, в конец? И сколько их? Если это 15-20 человек, и они там как-то равномерно распределяться, это один разговор. А если их 200? И они встанут в начало очереди? Например, построится социальный дом, в котором будут розданы квартиры. Получается, людей, которые с 2014 года встали в очередь и имеют право получить жильё, попросят подождать еще, так как появились новые очередники. Конфликт на ровном месте. Мы запутаем ситуацию окончательно. И как я понял из доклада правительства, механизма для реализации данного закона пока нет. Поэтому закон отклонён, и к нему можно будет вернуться через два месяца. На мой взгляд, ситуация просто не была прояснена в должной мере.

Иван Сергеевич, прокомментируйте, пожалуйста, инициативу депутата Посметного о возможной смене системы выборов в Законодательное собрание. Со смешанной на исключительно мажоритарную.

— Я против этой инициативы.

Такое впечатление, что это волюнтаристское решение одного депутата.

Я бы для начала предложил провести круглый стол, позвать политические партии и общественников и выяснить их точку зрения. Политическая система Севастополя сейчас только формируется, партии и политики живут в формирующемся политическом пространстве, и менять только-только устоявшиеся правила игры на другие, значит, вносить хаос и неразбериху. Предлагается убрать партийную систему и сделать только мажоритарную. А особенности города? Он всё-таки маленький. Если мы говорим про Москву, то один мажоритарный округ там составляет примерно 170 тысяч избирателей. А по инициативе Посметного, которая касается Севастополя, будет 12 тысяч населения на округе. При этом избирательные технологии часто зависят от бюджета, и тогда можем получить картину, когда по мажоритарным округам могут пройти совершенно случайные люди, единственным достоинством которых будет обладание солидным выборным бюджетом. В этой части партийная система может быть так называемой страховкой. Люди голосуют за политические силы, которые имеют общефедеральное представительство, которые имеют программу партии.

— Вы как-то говорили, что большое значение придаёте молодёжной политик. О чем речь?

— Если быть точным, то молодёжному вопросу. Я же из образовательной среды, работаю со студентами, плюс по федеральному законодательству сам ещё отношусь к категории "молодёжь" (смеётся). Мне небезразличны общие вопросы: как молодёжи жить, куда деваться? Очень часто слышу от своих студентов, что они не видят перспектив в Севастополе, в Крыму, что для меня удивительно. Молодые люди хотят уехать на материк! Если посмотреть результаты опросов, то 90% выпускников школ, хотят уехать на материковую Россию. В основном, ребятам хочется попробовать большую страну, большие города. Не в последнюю очередь это связано еще и с тем, что экономика в регионе пока не в лучшем виде. Если то, что делается в социальной сфере – то есть дороги, поликлиники, садики и прочее, – интересует, в основном, старшее население, пенсионеров и молодые семьи, которые здесь уже обосновались, то молодежи это пока не нужно. У них другие интересы — очень важно формировать среду, различные сообщества, а самое главное – рабочие места. Что может удержать в городе выпускников вузов? Нормальная работа с интересными задачами и хорошей заработной платой. А пока в городе таких предложений откровенно мало. Может, не те специальности готовим? Ребята чувствуют себя не до конца востребованными. С одной стороны, существует большое количество молодёжных организаций, волонтёрских, патриотических. Ребята там очень активные, с хорошими навыками коммуникации, любят свой край и страну, но из волонтёрского движения нет никаких лифтов в экономическую жизнь. И вот в этом, мне кажется, проблема.

Я говорил про молодёжную политику и с Резниченко (Сергей Резниченко – начальник управления по делам молодёжи и спорта. – прим. ред.), и с Юрием Кривовым (вице-губернатор Севастополя. – прим. ред.). Говорил, что молодёжная политика должна быть не только событийной. Если из города молодёжь будет уезжать, а возвращаться сюда на пенсию и проводить здесь остаток жизни, то Севастополь превратится в город пенсионеров. Это, в принципе, тоже может быть вариантом развития, и некоторые города в мире такой вектор для себя приняли и с успехом сейчас существуют. Обеспеченные пенсионеры там фактически дотируют бюджет муниципалитета. А Севастополь, на мой взгляд, не хочет быть городом пенсионеров. Да у него славная великая история и людям преклонного возраста, ветеранам нужно уделят огромное внимание! Но у Севастополя потенциал живого, динамично развивающегося города. А чтобы территория развивалась, нужны молодые люди, которые будут свои мозги и руки, свой энтузиазм прикладывать именно здесь. Для этого и надо создавать условия по поддержке молодёжного предпринимательства, научно-технического предпринимательства. Формировать среду, где будут работать социальные лифты, привлекать молодёжь к решению реальных задач.

Я в этом смысле Росмолодёжь часто "критикую". Иногда чувствуется отношение к ребятам как к статистам: согнали на какое-то мероприятие — разогнали.

Ребята привыкают работать в таком формате и становятся, так сказать, непроизводительным элементом. Я против такого подхода.

Мы всегда стараемся и в филиале, и в городе включить ребят уже с ранних курсов в реальные проекты. Я как депутат, например, желающих ребят включаю в работу по разработке законопроектов. Понимаете, он еще студент, но уже реально участвует в законотворческой деятельности, разрабатывает законы, по которым сам будет жить. Они перекапывают огромный объём материалов, готовят справки, аналитику. Молодёжный парламент достаточно неплохо помогает. Многие ребята из молодёжного парламента уже работают в Законодательном собрании, вносят свои законопроекты, практику получают.

Если говорить про филиал, то привлекаем студентов к выполнению научных проектов. Причём, с компаниями, которые предоставляют возможность для практики, заключаем договор о том, чтобы они и в дальнейшем трудоустраивали ребят. То есть в формате прохождения практики, по сути, наши студенты становятся сотрудниками компаний. Чтобы на 3-4 курсе талантливые ребята имели место работы, понимали, чем они дальше будут заниматься, чтобы им было интересно, комфортно и они никуда бы не уезжали.

— На позапрошлом пленарном заседании в первом чтении был принят законопроект об очередном увеличении полномочий органам муниципальных образований Севастополя. Вы принимали активное участие в обсуждении данного вопроса. Насколько важен для города этот закон?

— У нас муниципалитеты застряли в промежуточном состоянии между тем, чтобы стать действительно самостоятельными и нести ответственность за обязательства, которые им передают, и тем, чем они сейчас действительно являются. Вроде как у нас есть муниципальная власть: на мероприятиях вручить цветы, ветеранов поздравить, жалобы перенаправить на другую инстанцию. И всё!. Знают ситуацию на месте — и хорошо. На самом деле не хорошо это.

В Российской Федерации, к сожалению, существуют два вида разделения власти и полномочий. Первый вид, когда регион готов отдать полномочия, а муниципалитеты берут полномочия и являются сильными. Например, Петербург или Калининград. Там, в принципе, вся хозяйственная власть сконцентрирована именно в муниципалитетах. И глава района полноценно отвечает за свою территорию. В других регионах, в той же Москве, например, полномочия муниципалитетов формальные. А в Севастополе наполовину застряли.

И я голосовал против этого закона. Нам надо определиться: если вы отдаёте полномочия наполовину и говорите: "Ну, мы проверим. Если справятся, мы им ещё дадим. Не справятся — заберём", то вы и ответственность даёте наполовину. А это повод для манипуляций. Если справятся, значит, правительство хорошо сработало, значит, правильно отдало эти полномочия. Не справятся, значит, начнут говорить о том, какие плохие муниципалитеты.

Законопроект получился манипулятивный. То есть, его вполне можно использовать против муниципалитетов.

А я всегда за муниципалитеты. Я бы хотел их поддержать, чтобы они действительно были сильными, ответственными и могли хорошо работать. И сильная муниципальная власть на месте нужна, потому что, чем ближе власть к населению, тем лучше. Есть небольшой район, за который чиновник полностью отвечает, он вполне может оперативно какие-то вопросы решать. И не надо писать на верх, просить улицу подмести или люк закрыть.

— Иван Сергеевич, и последний вопрос: будете ли вы баллотироваться в депутаты Законодательного собрания Севастополя в 2019 году?

— Хороший вопрос. Пока я не готов дать на него ответ, всё-таки время должно пройти. Только вхожу в депутатскую деятельность. Посмотрим, как жители будут относиться к моей работе, впереди ещё полтора года, время подумать есть.

Иван Кусов

Иван Кусов. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

СПРАВКА. Иван Кусов – депутат Законодательного Собрания города Севастополя, избранный с 15 сентября 2017 года по одномандатному избирательному округу № 3 (довыборы). Член постоянного комитета по экономике, член постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству. Родился 24 января 1987 г. в городе Семипалатинске Казахской ССР. С 2015 года – директор филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Председатель Ученого совета, член Ученого совета МГУ имени М.В. Ломоносова. С 2014 по 2015 годы – заместитель директора по развитию филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе. С 2008 по 2013 – преподаватель кафедры экономической теории, экономики инновационного развития, руководитель проектов отдела проектного развития факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.

Образование. С 2003 по 2008 годы – МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет государственного управления (специальность – государственное и муниципальное управление), красный диплом.