Севастопольский художественный музей отметил юбилей

Фоторепортажи

Севастопольский художественный музей отметил юбилей

9 ноября, SevastopolMedia. 8 ноября состоялось торжественное мероприятие по случаю празднования 90-летия Севастопольского художественного музея имени Крошицкого. Многие политики, заслуженные деятели искусства и прочие жители Севастополя пришли, чтобы поздравить сотрудников музея с юбилеем. Звучала музыка, пламенные и искренние речи, поздравления, вручение грамот.

За свою историю музей Крошицкого пережил и повидал многое...

Около Приморского бульвара это красивейшее четырехэтажное строение с пышно декорированным фасадом возводилось по заказу "личного почетного гражданина Севастополя" купца С.Х.Гавалова еще в конце XIX столетия и, не смотря на то, что в годы Великой Отечественной войны сильно пострадало, было бережно восстановлено. Весной 2013 года исполняется 55 лет с тех дней, как ценнейшая севастопольская коллекция произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства "поселилась" в этом доме на проспекте Нахимова, 9. И все эти годы музей дарит взрослым и детям, случайным посетителям и взыскательным специалистам, подрастающему поколению, которое активно познает мир, незабываемые встречи с искусством как мастеров давно ушедших эпох, так и наших современников.

Постоянная экспозиция позволяет проводить увлекательные экскурсии, знакомя с подлинными шедеврами итальянского Возрождения, "золотого века" Голландии и Фландрии, французского классицизма и эпохи Просвещения. В залах русского и украинского искусства XVIII — начала XX веков у живописных полотен выдающихся художников всегда возможна тихая встреча с любимыми картинами, хотя многие годы неизменный интерес вызывают тематические экскурсии: об истории отечественного искусства — "Художники пушкинской поры", "Передвижники", "Искусство серебряного века"… о видах и жанрах — "Лица эпохи", "Времена года", "Живые вещи"…

К сожалению, обширная коллекция произведений искусства XX века из-за музейной тесноты (два верхних этажа все еще занимает музыкальная школа) пока экспонируется лишь на временных выставках, но они всегда разнообразны, интересны и надолго остаются в памяти посетителей. Наряду с выставками из фондов в музее большое внимание уделяется организации и проведению персональных и групповых выставок современных художников. Это происходило в двадцатом веке, продолжается и в двадцать первом.

Ныне в коллекции Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого — уникальной по разнообразию, художественным достоинствам и истории комплектования – более 10 000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных талантом, умом, умелыми руками мастеров XVI — XXI веков.

Впервые о создании именно Художественного музея в Севастополе заговорили в сентябре 1924 года на III Крымской конференции музейных работников. В архиве Херсонесского музея-заповедника, где проходили заседания, сохранились протоколы, зафиксировавшие активное обсуждение этой идеи: "…Севастополь является крупным центром военно-морских сил…", "в таком рабочем центре, как Севастополь, музей необходим…", "через Севастополь проезжают массы экскурсий, и музей здесь нужен…", "музей будет обслуживать не только севастопольский пролетарий, но и пролетариат всей России…". "Признать целесообразным открытие художественного музея в Севастополе как в рабочем центре" — постановили и на совместном совещании президиумов конференции и Севастопольского райкома РКП(б), а в итоговой резолюции записали: "Конференция считает необходимым, чтобы было немедленно приступлено к организации картинной галереи и обращается к центру с просьбой дать для той цели соответствующий музейный материал". В отправленном вскоре в Москву "Плане севастопольского художественного музея", который ныне хранится в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея, отмечалось, что создаваемая коллекция должна вызывать интерес у посетителей "двоякого рода": севастопольских "красноармейцев, военморов, рабочих, учащихся" и "приезжих из Москвы, Ленинграда, других мест Союза – экскурсантов бывавших в музеях". Поэтому необходим "материал выше среднего качества, относящийся к отечественному искусству второй половины XIX – началу XX веков", но "при прочих равных условиях" должны подбираться "картины, связанные по сюжету с Крымом и произведения художников, связанных с Крымом своей личностью".

В январе 1925 года в Крым уже были доставлены 92 картины выдающихся российских живописцев из Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда Главного управления научными и научно-художественными учреждениями (Главнауки) Народного комиссариата просвещения. Именно в хранилищах Главнауки после революции и завершения гражданской войны скапливались произведения искусства из частных коллекций, а позже, в 1920-е годы, специальными комиссиями распределялись по самым разным музеям России и других республик Советского Союза. Так в Севастополе оказались замечательные картины из ранее широко известных столичных собраний предпринимателей, купцов, общественных деятелей К.Т.Солдатенкова, И.А. и М.К.Морозовых, И.С.Исаджанова, А.А.Коровина, А.В.Руманова и других.

К сожалению, выделение подходящего пространства для размещения картинной галереи в Севастополе задерживалось, и было решено открыть выставку в Центральном музее Тавриды. Тогда же в Симферополе был издан каталог, подготовленный заведующим Крымским комитетом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (КрымОХРИСа) А.И.Полкановым, начинавшийся словами: "Картины, представленные на настоящей выставке, предназначены для вновь открываемого в Севастополе музея в качестве его основного ядра, требующего еще своего развития и пополнения…" Благодаря той скромной публикации мы знаем перечень всех картин первой передачи из Главнауки. Увы, в Севастополе они начали экспонироваться лишь в следующем году. Галерею тогда разместили в тесных и сырых комнатах расформированного музея Л.Н.Толстого, и просуществовала она недолго. В сентябре 1926 года участники IV Крымской конференции музейных работников постановили: "Ввиду отказа Севастопольского исполкома в предоставлении галерее помещения, которое позволило бы развернуть ее надлежащим образом, Картинную галерею в Севастополе ликвидировать, распределив картины между Центральным музеем Тавриды и Ялтинским художественным музеем… В случае предоставления помещения она должна быть возвращена в Севастополь."

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia