Общество. 07 ноября, 12:00
Максим Протасов, глава Роскачества. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Максим Протасов, Роскачество: Мы видим, как формируется класс умных потребителей

Исследования «Российской системы качества» меняют потребительский рынок России и почему бизнес от этого только выигрывает

7 ноября, SevastopolMedia. Почему друзья и знакомые часто обижаются на главу Роскачества, какую рыбу продают потребителю под видом трески и что не так со всей детской обувью в России, об этом и многом другом в интервью ИА SevastopolMedia рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов.

— Роскачество существует уже два года. Что удалось сделать, получилось ли изменить отношение потребителей к товарам?

— Считаю, что за это время такой новый для нашей страны институт, как Роскачество, состоялся. Создана инфраструктура: начиная от специального технического комитета в Росстандарте, который формирует стандарты качества и методики исследований и, заканчивая всеми коммуникационными инструментами, позволяющими нам подробно и понятно рассказать потребителям о реальных характеристиках товара. И это, на мой взгляд, самое важное. В других странах мира аналогичные структуры работают многие десятилетия. И если там о существовании таких организаций знают все граждане, а уровень доверия к ним обычно превышает 80%, то в России уже около трети жителей страны знают, что такое Роскачество. Из этого числа более 75% доверяют и регулярно ориентируются на информацию Роскачества. И это лишь за полтора года работы. Дальше будет лучше.

Что касается изменений, то мы видим, как формируется класс умных, просвещенных потребителей. Мы видим, что каждое исследование Роскачества вызывают огромный интерес. Потребители узнают больше о товарах, сами начинают влиять на рынок, игнорируя некачественные товары и выбирая только одобренные Роскачеством.

Ни одна пара обуви для детей ясельного возраста на российском рынке не соответствует техническому регламенту.

Мы исследуем 52 категории товаров в год. Настолько глубоких исследований по такому количеству показателей никогда и никто в постсоветской России не делал. Мы разбираем каждую товарную категорию "на молекулы" и можем сказать, где и какая болевая точка, потому что практически везде находим проблемы или недостатки.

— Как быть с теми товарами или продуктами, технические регламенты и стандарты на которые давно устарели, технологии поменялись?

— Мы действительно выявляем несовременные, несовершенные и неудовлетворяющие требованиям рынка регламенты и стандарты, и, безусловно, их надо менять. Например, одна из резонансных и нашумевших проблем: мы выяснили, что ни одна пара обуви для детей ясельного возраста на российском рынке не соответствует техническому регламенту. Ни одна! Но, как оказалось, проблема не в обуви, а в регламенте, требования которого были написаны еще в 60-х годах прошлого века. Понимаете, тогда были другие технологии производства и конструкция обуви – не было специальных подкладок, укрепленного супинатора и так далее, поэтому обувь прошлого века априори была другой. Технологии изменились, а нормы до сих пор существуют прежние. В итоге такие невыполнимые требования создают "серую зону", вынуждают производителей или не производить продукцию или "химичить" с сертификатами. Данную ситуацию необходимо исправлять, и государство уже занимается этим вопросом.

— Были ли исследования по Дальнему Востоку: например, качества рыбы и рыбных продуктов? Прослеживается ли путь от моря до прилавка, как меняется качество рыбы в процессе?

— Исследования выявили очевидные проблемы. Первая – логистика. Рыба доходит до основных рынков сбыта не в надлежащем виде. Вторая проблема – подмена видов. Например, в прошлом году 37% самых популярных марок брендированного филе трески, продаваемых в торговых точках России, были на самом деле минтаем.

Ни один из исков у Роскачества выигран не был.

Совместно с федеральными органами и ведомствами мы провели просветительскую работу среди производителей и продавцов, сами потребители перестали приобретать марки производителей, которые их обманывали. В итоге повторное исследование показало, что только три производителя до сих пор нарушают закон, до сих пор врут потребителям. Уверен, мы эту ситуацию исправим. Еще одну интересную особенность выявили: ни проблем с подменой видов, ни проблем с качеством продукции не было у вертикально интегрированных предприятий, то есть у тех, кто занимаются и добычей, и переработкой.

— На Роскачество в суд не подавали?

— С аналогичными Роскачеству организациями в мире не принято судиться. Наоборот, их исследованиям производители и торговые сети доверяют и стараются быстро исправлять выявленные нарушения, а не отстаивать "часть мундира". Роскачество исследовало более 2500 российских и импортных товаров, и у около 700 из них выявлены различные нарушения. Большинство производителей уже сообщили нам о мероприятиях по исправлению нарушений: о проведенных изменениях в рецептуре, упаковке, технологии производства, кадровом составе. Только пять исков было подано от тех, кто не признал свои ошибки сразу.

— Иски подавали на результаты исследования или на причиненный ущерб репутации?

— Производители пытаются доказать, что их продукция надлежащего качества. Однако у них это не получается. И это неудивительно: инфраструктура, вся система наших исследований построена так, чтобы исключить вероятность ошибок.

— Одна из задач Роскачества — популяризация российских марок за рубежом. Как это делается?

— Существует два пути продвижения: прямой и косвенный. Если говорить о косвенном, то сам факт существования института мониторинга качества влияет на рост доверия к российскому рынку. Те же китайцы, например, как показали замеры, считают российскую продукцию априори качественней товаров их локальных производителей. Второй фактор – прямой, это работа с Российским экспортным центром (РЭЦ). РЭЦ предлагает для наших исследований те или иные категории товаров, которые он считает перспективными для выхода на зарубежный рынок. В частности, они предлагают нам протестировать ситуацию в определенной отрасли и выявить лучшие российские товары. И потом уже самостоятельно продвигают эти товары за рубежом. И, разумеется, – мы сами даем информацию получателям Знака качества о возможности выхода на международные рынки, в том числе об уже существующих позитивных примерах международного продвижения российских товаров со Знаком качества.

— На обладателей государственного Знака качества накладываются дополнительные обязательства?

— Не менее раза в год в случайно выбранной торговой точке мы приобретаем товар со Знаком качества и проверяем, не ухудшилось ли качество, не пошел ли производитель на компромиссы.

Поэтому производитель должен быть в тонусе всегда.

Для него это минус. Но есть и большой плюс. Мы активно продвигаем товары со Знаком качества на рынке. И видим, что в прошлом году продажи продукции, получившей Знак качества, выросли более чем на 30%.

— Роскачество подписывает соглашения о сотрудничестве с отдельными регионами. Что это дает?

— Мы постоянно включаем в орбиту новые регионы. Это дает возможность делать несколько вещей. Первое – регион может рекомендовать исследования тех или иных категорий товаров. В стандартном режиме Роскачество исследует те категории, которые интересуют большую часть российских потребителей. Но потребительские предпочтения в регионах различаются, поэтому наши коллеги из субъектов федерации могут нас переориентировать. Вторая вещь – регион может предложить для исследования региональные товары. Когда мы смотрим на статистику самых продаваемых брендов страны, мы понимаем, что об этих торговых марках хочет узнать большинство наших потребителей. Это очевидно. Но есть небольшие локальные производители, которые пока не представлены на федеральном рынке. Но их товары достойны Знака качества и того, чтобы продвигаться на федеральном рынке.

И третье – блок технических аудитов и внедрения системы качества. С 2017 года Роскачество является еще и секретариатом Премии Правительства РФ в области качества. Это высшая награда в области качества не столько товаров, сколько бизнес-процессов. И любой организации выгодно, чтобы ее бизнес-процессы были проанализированы аудиторами Роскачества, потому что это проверка всей системы работы. Даже, если такой конкурсант не наберет высоких баллов, он пройдет полный аудит бизнес-процессов, анализ внедрения системы менеджмента качества, внутренних технологических процессов, а это колоссальная помощь предприятиям. В рамках нашего сотрудничества субъекты федерации могут активно включаться в эту работу, предлагать свои предприятия для участия в конкурсе на получение Правительственной Премии.

1 / 3

— После того, как вы начали активно исследовать товары и продукты, потребительские предпочтения вашей семьи изменились?

— Это произошло само по себе. Теперь, открывая холодильник, я вижу товары со Знаком качества. Это влияние, видимо, работы на меня, а меня — на семью. Я больше скажу, весь коллектив Роскачества является своеобразной энциклопедией качества. Друзья, например, обижаются, когда попадают под огонь критики за качество их потребительских корзин.

— Недавно прошла информация, что Роскачество занялось исследованием хлеба и молока. С чем связано?

— Это одни из самых массовых продуктов. Проводим исследование молочных категорий, постепенно покрывая основные товары, которые есть на российском рынке. Уже проверили сливочное масло, сыр, сгущенное молоко. Итог: менее 10% сливочным маслом не являлось, вместо молочных жиров там растительные. Менее 10% — эта цифра плохая, но не такая ужасная, как думали многие потребители. Все торговые марки нарушители были нами названы. Под исследование попадут кефир и творог. Закупки уже начались в большинстве российских регионов. В ближайшее время мы расскажем правду и об этих товарах.

Что касается хлеба, то прямо сейчас проходит исследование во всех федеральных округах. Исследования качества в ЦФО – уже опубликовано, на очереди Северо-Запад. Закупаем батон нарезной как базовый продукт, проверяем все потребительские страхи: наличие ускорителей созревания, консервантов, красителей и т.д.

— Примерно два года назад активно поднимался вопрос о возможности использования в хлебопечении фуражной муки для сокращения издержек.

— По результатам исследования хлеба в ЦФО можно точно сказать, что это миф – фуражное, низкосортное зерно не используется. В большинстве своем мы с уверенностью можем сказать, что это была хлебопекарная мука высшего сорта. Да, есть единичные проблемы, которые связаны с качественными характеристиками: где-то не доложили масла, где-то страдают вкусовые особенности. Но на сегодня по результатам исследования 42% марок хлеба превышают показатели ГОСТа – по-моему, это практически рекорд.

СПРАВКА: Автономная некоммерческая организация "Российская система качества" (Роскачество) учреждена распоряжением Правительства Российской Федерации по инициативе Минпромторга России 30 апреля 2015 года в целях независимого исследования качества товаров, представленных на полках российских магазинов и выдачи лучшим отечественным товарам российского Знака качества. Для этого Роскачество осуществляет исследования качества продукции и ее добровольную сертификацию, по результатам которой присваивается российский Знак качества. Также Роскачество является секретариатом Правительственной Премии в области качества. Процедуры сертификации на Знак качества и оценки предприятия для получения Правительственной премии бесплатны для производителей.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia