Бизнес. 26 июля, 17:10
Валерий Васюнин. Фото: Анна Мельникова, ИА SevastopolMedia

Предприниматель в Севастополе – плохиш, барыга и теневик

Надо менять отношение общества к бизнесу, следом и цены на продукты и услуги снизятся, уверен глава севастопольского отделения ОПОРЫ РОССИИ

26 июля, SevastopolMedia. Одна из болезненных тем Севастополя – высокие цены на продукты. В курортный сезон они поднимаются еще выше. Почему так происходит, откуда в обществе негативное отношение к предпринимателям, и почему городские ярмарки не решат проблему высоких цен в Севастополе, рассказал в интервью ИА SevastopolMedia председатель Севастопольского регионального отделения ООО МСП "ОПОРА РОССИИ" Валерий Васюнин.

— Валерий Борисович, власти Крыма и Севастополя с одной стороны активно говорят о том, что нужно в регион привлекать туристов, создавать такие условия, чтобы они к нам ехали и оставляли тут свои деньги. Причем с радостью оставляли, по-хорошему еще и неоднократно возвращались к нам. С другой стороны – непомерно высокие цены на продукты, особенно в туристический сезон, которые отпугивают туристов.

— Мое такое мнение: в Севастополе и в Крыму в целом сельское хозяйство еще не вышло на тот уровень, чтобы обеспечить собственный рынок. Поэтому у нас в основном завозные продукты. Переупакованы, пересортированы, но они завозные.

Логистическое плечо сегодня дорогое, но причина даже не в этом. Ранее мы делали эксперимент: анализировали составляющие цены на картофель. В Тульской области картофель с полей можно купить по 7 рублей за килограмм. Если покупать партию в 20 тонн – то транспортные расходы до Севастополя составят примерно 100 тысяч руб.

В итоге в пересчете на килограмм, получается наценка небольшая, всего лишь 5 рублей. Конечный продукт здесь будет стоить 12 рублей. Даже если я захочу перекрыть все свои риски и получить 100% прибыль, то в любом случае цена не превысит 20-25 рублей.

— На рынках и в торговых сетях продают по 30-35 рублей!

— Почему так происходит? На мой взгляд, происходит искусственное повышение цены для создания отрицательного мнения о регионе. С одной стороны, закон о торговле запрещает властям регулировать хозяйственную деятельность. С другой стороны, на мой взгляд, это больше политический вопрос взаимоотношения власти и бизнеса.

На мой взгляд, происходит искусственное повышение цены для создания отрицательного мнения о регионе.

Еще проблема. Хранение. У нас нет овощных баз. В свое время они были, но со временем были убиты и разграблены. Нет сезонного накопления. Но нет и централизованного государственного или частного варианта поставок продуктов первой необходимости. Опять же у нас на территории работают дистрибьюторы третьего уровня. То есть дистрибьюторы, работающие с оптовыми базами, и оптовые базы, работающие с производителем. В идеале, нужно сокращать логистическое звено от производителя до покупателя.

— Многие отмечают, что Севастополь переполнен некачественной молочной продукцией.

— И мясной, и колбасной, и творожной и т.д. Я не могу утверждать, что она не соответствует нормам качества. Но то, что здесь продается по среднероссийским и даже завышенным ценам, изначально дешевое в производстве. Потребительская способность населения у нас низкая, поэтому покупатели выбирают не столько качественную продукцию, сколько доступную по цене. Соответственно, продукт чуть дороже, но качественнее, продавать невыгодно, его не покупают в тех количествах, которое покроет расходы на логистику.

— Правительство Севастополя озвучило идею создания ярмарок, где производители могли бы продавать свой товар без больших накруток. Это поможет решить вопрос с завышенными ценами в городе?

— Мы обсуждали вопрос сельскохозяйственных ярмарок, которые проводятся в Севастополе, с предпринимателями и кспертами. Во-первых, ярмарки не решают ценовой вопрос. На них цены в некоторых случаях даже выше, чем на рынке, я уже не говорю о торговых сетях. Во-вторых, есть тенденция того, что на ярмарки выносят продукцию, которая залежалась на прилавках. К тому же опыт показывает, что на ярмарках в большинстве случаев торгуют субъекты хозяйственной деятельности, которые уже имеют торговые точки или места на рынках. Это не новые рабочие места, не новые предприниматели, а те же самые.

Поэтому надо обратить внимание на поддержку именно городских рынков. То есть создавать площадки, удобные для потребителя по логистике. Условно говоря, торговые ряды. И вот на рынке должны скапливаться эти торговые предложения. Ярмарки – не решение. С другой стороны, мы понимаем, что Севастополь относится к категории курортных городов. Здесь и раньше цены были высокими.

— То есть статус курортного города автоматически повышает цены на ряд продуктов?

— В какой-то степени да. Но нельзя сравнивать с Москвой. Москва – центральный логистический узел. Там виноград на прилавках необязательно должен быть крымский. Он может быть испанский, турецкий, греческий, китайский – какой угодно. Дальше вопрос зависит от объема. Там больше предложений, а значит больше конкуренция. Чем больше предложений, тем меньше цена. У нас виноград только крымский. Завезите сюда китайский, испанский, греческий, и цена упадет. Но тогда встанет вопрос о том, что выращивать виноград на территории Крыма нерентабельно, невыгодно.

— Возможен ли в Севастополе такой вариант, как оптовый рынок в Симферополе "Привоз", на который приезжают за товаром фактически со всего полуострова?

— На мой взгляд, "севастопольский Привоз" не даст нужной эффективности, так как спрос относительно небольшой, а цена в основном зависит от объемов реализации. Если нам открыть узел поставки морским транспортом на прямую в порт Севастополь, это будет подспорьем в снижении транспортных расходов. Если с материка автотранспортом возить, минуя Симферополь, то это в любом случае выйдет дороже. Как минимум, 100 км в одну сторону. Но это не самые большие деньги.

Ярмарки не решают ценовой вопрос. На них цены в некоторых случаях даже выше, чем на рынке, я уже не говорю о торговых сетях. Во-вторых, есть тенденция того, что на ярмарки выносят продукцию, которая залежалась на прилавках...

"Привоз" в Симферополе кормит и северный Крым, и западный, и южный. Севастополь будет кормить себя, максимум Ялту, ближайший ЮБК. И все. Нам оптовый или мелкооптовый рынок нужен. В свое время эту функцию выполнял рынок "Чайка". Там в три ночи и в пять утра были очень низкие цены и там закупались мелкооптовики, перекупщики, которые потом развозили товар по всему городу. С 06.00 до 08.00 был перерыв, и открывался розничный рынок. Цена была, как и везде. Как на пятом километре, как на центральном рынке. Но мы же говорим о том, чтобы у нас цена была постоянная, а не только ночная. Для этого нужно развивать сельское хозяйство не для вывоза на материк, а для внутреннего рынка.

— Что тормозит этот процесс сейчас?

— Сложности с землей. У нас земля в большинстве случаев в частном владении. Она не используется. Надо понимать, что в Крыму, особенно в Севастополе, рискованное земледелие. У нас дефицит воды. Раньше был Крымский канал, потом его закрыли. А это основная поливочная вода. Севастопольское водохранилище в сезон высыхает, и встает вопрос не о поливе чего-либо, а о подаче воды в жилые дома. Эти факторы тоже нужно учитывать.

Государство должно взять на себя ответственность и создать государственную структуру по обеспечению продовольствием. Мы должны создать экономические условия для открытия небольших фабрик и предприятий: молочных, сыроварнных. Создать налоговые условия. С условием предоставления какой-то части продукции на внутренний рынок по фиксированной цене. Государство должно пойти навстречу бизнесу, а бизнес расплатиться продукцией. Такая модель была во времена развития КНР, когда правительство отдавало без налогов в аренду госимущество с обязательным условием наполнения внутреннего рынка товарами и продуктами произведенными на этих площадках по ценам, доступным в первую очередь внутреннему покупателю.

— В чем эти привлекательные условия должны выражаться?

— В преференциях, скидках, кредитных поступлений. Сельхозпроизводитель вкладывает деньги весной по весенним ценам, а деньги за продукцию получает только осенью. И в этом большой риск. Всякое может произойти, курс рубля изменится, град побьет урожай, засуха и т.д. В России такие программы есть, у нас они не работают, потому что не работают ключевые банки: "Сбербанк", "Сельхозбанк".

— В нынешних реалиях насколько сложно производителям и предпринимателям в Севастополе?

— Когда общаешься с предпринимателями, понимаешь, что они мыслят такими категориями: "Почему я должен продавать картошку по 16 рублей, если ее покупают по 35?". С другой стороны, сегодня предприниматель так и не стал тем героем страны, которым восхищаются. У нас восхищаются спортсменами, артистами, политиками, но не предпринимателями. Предпринимателем, особенно мелким, быть не престижно. Предприниматель у нас – плохиш, барыга, теневик и т.п. Он всех кормит, налоги платит, но он – плохой.

Возможности у предпринимателей Севастополя есть, но нет понимания того, что же нужно городу. Нет понимания у города, чем же можно помочь предпринимателю.

СПРАВКА: Валерий Васюнин, Председатель Севастопольского регионального отделения общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", уроженец Кемеровской области. Окончил институт пограничных войск г. Хмельницкий , Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского. С 2002 по 2014 предприниматель, генеральный директор ООО " Логрус". С 2014 по 2015 гг.. работал в УФМС России по г. Севастополю.

вступайте в группу SevastopolMedia ВАЖНОЕ в WhatsApp и узнавайте все самые важные новости Севастополя

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia