До 9 Мая
Дня Великой Победы

осталось 15 дней

Михаил Бушмакин - первый, кто решил создать осетровый завод в Крыму
Фото: Анна Садовникова

От разрушенного коровника до первого осетрового завода в Крыму

Предприниматель Михаил Бушмакин о своей ферме и «подводных камнях» на пути к успеху

Севастопольский предприниматель Михаил Бушмакин три года назад купил кусок земли с заброшенным коровником и начал развивать на нем аквакультуру. Разводить царскую рыбу — ленских осетров и стерлядь. Как он сам говорит, тогда он был первым и единственным разводчиком осетров в Крыму. Единственным осетроводом остается и до сих пор. Спустя три года Бушмакин готов рассказать корр. SevastopolMedia, что мешает развивать бизнес в Крыму и как достичь успеха?

1 / 3

Отсутствие конкурентов в данном бизнесе — было довольно весомым аргументом в пользу того, чтобы начать строительство первого в Крыму завода по разведению осетра и стерляди. Деликатес, который принято считать царским блюдом, может позволить себе далеко не каждый. К тому же та замороженная рыба, которая попадает на крымские прилавки, не всегда является экологически чистым продуктом. Поэтому накормить крымчан действительно качественной рыбой – еще один аргумент в пользу того, чтобы претворить мечту по созданию завода в жизнь.

— С местом повезло. Хотя пришлось поездить, поискать, — рассказывает Михаил Бушмакин о заброшенном некогда бычатнике. – Здесь, в селе Терновка по Севастополем есть скважина, то есть водой, а также электричеством мы обеспечены. Хорошая логистика: от завода до Севастополя 30 минут езды, до Симферополя – 40 минут. Свежую рыбу можно доставлять оперативно по всему полуострову.

Но это сейчас. Когда фермер продает рыбу уже почти год. А в начале 2014 года была тяжелая работа. Найти подходящее место и оформить землю – это только начало.

Самая большая ошибка начинающих фермеров – незнание нюансов вопроса и излишняя самоуверенность. Можно, конечно, заявить, что в Крыму будут разводить креветок, но где взять акваторию, в которой температура воды составит 28-30 градусов? Именно такие условия необходимы для развития и роста креветок. Подойдут разве что термальные источники, но здесь придется побиться за землю, поскольку на них метят наверняка и желающие создать на базе источников оздоровительные комплексы.

1 / 3

— Отпугивают инвесторов также проблемы с водой в Крыму. Они еще не решены. Потом, если рыбу или устриц выращивать в садках в открытом море, то возникнут проблемы со штормозащитными местами. Должны быть бухты, лагуны, как, например, в Турции или Греции. У нас море глубокое, надо ставить бетонные якоря, на каждый — веревочку, на которой будет держаться садки. Плюс к этому садки должны быть с автоматикой заглубления, чтобы их не побило волнами. Также должна быть в шаговой доступности база для плавсредств, которые будут обслуживать садки. Если у нас посреди пляжа сделать подъемник для катера, можно себе представить, как хозяина этого катера затаскают по прокуратурам, — говорит Бушмакин.

По мнению предпринимателя, чтобы создать ферму, где будут разводить аквакультуру, необходимо от 50 миллионов рублей первоначальных инвестиций. В эту сумму заложены расходы на землю, оборудование, электричество, приобретение маточного стада. Кроме того, надо учитывать и другие риски. Откуда у Бушмакина такие деньги — не говорит.

— Для нас – это новое дело. Мы учимся путем проб и ошибок, — говорит "осетровод". — Например, раньше на заводе стояли генераторы кислорода, но они не давали нужной концентрации кислорода воде для нормального роста рыбы. Поняв это, перешли полностью на жидкий кислород. Сначала были трудности с рыбой. Завезли с Кубани тонну малька. На этой тонне мы, можно сказать, учились. Очень много из них погибли. Со второй партией то же самое. У рыб тоже ведь есть болезни, как, например, у дайверов, которые неправильно прошли декомпрессию. Убытки были немалые. Мы учились полтора года, набивали шишки, но рук не опускали. Сейчас производство налажено. В данный момент у нас порядка трех тонн стерляди и четырех тонн осетра. К концу этого года планирую выйти на объем в 20 тонн.

1 / 5

У малого и среднего бизнеса в Крыму есть еще одна проблема. Санкции. С 2014 года, то есть с самого начала, Михаил Бушмакин вкладывал в развитие личные средства, поскольку в Крым до сих пор не зашли банки, которые предлагают инвестиционное кредитование. Крупные банки, работающие по субсидированию и кредитованию, не заходят в Крым, опасаясь санкций. По словам предпринимателя, если бы удалось получить кредит, уже давно был бы построен цех по переработке и заморозке рыбы и коптильня. Место под строительство у фермера есть. Есть и надежда, что банк РНКБ (РНКБ Банк (ПАО) – один из ключевых банков Республики Крым и г. Севастополь. 100% акций Банка принадлежат Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом — прим. автора) подключится к программе инвестиционного кредитования. Переговоры с банком предприниматель уже ведет.

Стало легче, когда для поддержки бизнеса в сфере аквакультуры Правительство Севастополя в ноябре 2014 года приняло Государственную программу "Развитие рыбохозяйственного комплекса Севастополя на 2015-2020 годы". Согласно этой программе предпринимателям возмещается часть процентов по кредитам, взятым на развитие аквакультуры (рыбоводства) в российских кредитных организациях, на приобретение кормов, использованных для выращивания осетровых, лососевых видов и пород рыб, а также на приобретение посадочного материала.

— Субсидии получил в размере 6 миллионов рублей. Благодаря этому мы смогли снизить цену на рыбу. Если раньше когда начинали, стерлядь была по 1500 рублей за килограмм, то сейчас можем ее продавать по 800 рублей, а осетра по 900.

Огромную роль играет оборудование. Если бы, как признался фермер, он закупил бы его у немцев или израильтян, которые, кстати, предлагали свои услуги, завод обошелся бы ему в 2,5 миллиона евро. Но предприниматель закупал пластик в Москве, трубы в Краснодаре, насосы в Китае, а конусы — в Белгороде. Таким образом, получилось сократить затраты в разы.

Безусловно, опыт иностранных коллег и соотечественников бесценен. Чтобы увидеть, как работают хозяйства по разведению лососевых у крупных производителей, Михаил Бушмакин посетил заводы в Германии, Китае и крупных городах России.

Сейчас завод выглядит, как научная лаборатория. Тут помимо 40-ка бассейнов, заполненных рыбой, установлены всевозможные фильтры, насосы, механические кормушки. Есть машина, которая перевозит рыбу. Причем местные Кулибины сами оснастили ее баллонами с кислородом и бассейнами. А была обычная Газель…

Невозможен успех предприятия и без квалифицированных кадров. Предпринимателю в этом плане повезло. Операторы и рыбовод с опытом работы на подобном хозяйстве на Кубани, свое дело знают. Ведь с рыбой приходиться обращаться, как с детьми: лечить ее, отсаживать, если рыбёхи устроили в бассейне потасовку, кормить по часам, ежедневно проводить анализ воды.

Продавать рыбу Михаил Бушмакин начал с лета 2016 года. Так как это элитный продукт, то на рынках предприниматель его не предлагает. Основные заказчики – это крупные торговые сети, рестораны полуострова, санатории и отели.

По словам предпринимателя, завод уже начал получать прибыль, ну а самоокупаемость подобной фермы начинается после трех лет существования.

— Одна из важных проблем для предпринимателя — это отсутствие должного финансирования. Одно дело построить завод, но потом идут операционные затраты — корма, электричество, зарплата работникам. Короче, пока настроишь систему, шишек набьешь, — подытожил Михаил Бушмакин.

подпиcывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте новости